Наши корреспонденты проследили путь, который нефть проходит от скважины до нефтепровода

Примесям вход воспрещен

Если тщательно соблюдать технологию по всей цепочке – от добычи нефти до ее подготовки, то никаких сбоев не происходит
Органические хлориды поставили под угрозу энергетическую безопасность половины Европы. Пока открытыми остаются многие принципиальные вопросы. Почему их не засекли российские операторы? И прокачали «отравленную» нефть больше полутора тысяч километров… Откуда вообще возникли такие объемы загрязненного сырья? Ответы сейчас ищут российские спецслужбы и следственные органы. 

В субботу Александр Лукашенко обозначил свою позицию: во многом виной «расхлябанность и разболтанность». Несомненно, у соседей произошел системный сбой в контроле за качеством сырья. Чтобы убедиться, что в нефтепровод не так-то просто попасть лишней жидкости при соблюдении всех регламентов, проследили путь белорусской нефти от скважины до магистральной транспортной системы. 

Черная, прозрачная, зеленая…

Белорусские нефтяные станки-качалки в Речицком районе, некоторые из которых видны прямо с шоссе, чистенькие и даже нарядные. Монотонно кивают проезжающим блестящей на солнце красной краской на «голове» и белой — на «шее». Каждая такая скважина в сутки обеспечивает добычу из-под земли до 30 тонн углеводородной жидкости. Чтобы ее «выдавить» наружу, в скважины закачивают воду плюс различные реагенты. Ставшие нынче знаменитыми органические хлориды повышают нефтеотдачу пласта, «прожигая» и растворяя некоторые породы, высвобождая дополнительные объемы углеводородов. Но в белорусской добыче эти вещества никогда не использовали. Существуют другие, возможно, более сложные и затратные, но более безопасные способы работы с ископаемыми. 

От скважин вся белорусская нефть транспортируется в одно место — на установку подготовки нефти около деревни Молчаны. «Нефть, которая приходит на установку, содержит воду, попутный газ, различные примеси», — объясняет начальник нефтедобывающего управления «Речицанефть» Сергей Стельмашок. Основная функция установки — довести нефть до стандартов качества. Она проходит через четыре ступени узла сепарации, в которых «сбрасывается» вода и попутный газ. Потом следуют гидродинамический и гравитационный отстой, ее нагревают в теплообменниках, пропускают через стабилизационную колонну… И только после полноценного путешествия по цепочке технологического оборудования очищенная нефть попадает в товарный резервуар емкостью 5 тысяч тонн. Два часа отстаивается, и начинается процесс сдачи-приемки сырья, все этапы которого строго регламентированы. 

Из резервуара отбирается проба из трех слоев — верхнего, среднего и нижнего. В лаборатории проводится комплекс исследований, качество нефти контролируется по 14 параметрам. Готовится заключение и паспорт качества. 

Если нефть соответствует стандартам, то резервуар готов к отгрузке, и нефть насосами закачивается в трубопровод «Дружба». Но не напрямую, а через коммерческий узел учета: систему точного измерительного оборудования. 

Сергей Стельмашок уверяет: если тщательно соблюдать технологию по всей цепочке — от добычи нефти до ее подготовки, то никаких сбоев не происходит. Конечно, случаются иногда нештатные ситуации, когда тот или иной параметр несколько отклоняется от нормы. Но при соответствующем контроле «патологии» сразу заметны. Тогда вносятся корректировки в работу технологического оборудования, и ситуация стабилизируется. 

На территории есть своя граница: отрезок магистральной трубы длиной метра три, по краям которой стоят два клапана с вентилями. До первого клапана за нефть отвечает «Белоруснефть», после второго — «Гомельтранснефть Дружба». Сырье попало в транспортную систему, и мы отправляемся вслед за ним. 

Как хлориды ловили

В лаборатории ОАО «Гомельтранснефть «Дружба» в последние три недели работают 24 часа в сутки в усиленном режиме: подключен дополнительный персонал, количество проб выросло в разы.

Анализ на содержание хлор-органики — периодический. Должен проводиться не реже одного раза в 10 дней. Проба накопительная: забор определенного количества нефти происходит каждый день. Заведующая лабораторией Татьяна Басько признается: повышенное содержание хлорорганики для специалистов лаборатории явилось полной неожиданностью. Обычно этот показатель был в норме и при допустимых 10 ppm (миллионных долей) колебался в районе единицы и ниже. «Плановый анализ проводили 9 апреля — содержание хлорорганики было менее единицы, — говорит Татьяна Басько. — А 18 апреля уже было превышение в десятки раз». В лаборатории сначала даже подумали, что закралась какая-то ошибка или приборы сломались. Проверили аппаратуру, провели повторные испытания… 

Все стандарты по контролю параметров нефтяного сырья и проведения его исследований прописаны в ГОСТе. Все лаборатории магистрального нефтепровода «Дружба» работают по одним правилам. А они гласят: если какой-то параметр выше нормы, то испытания из периодических переходят в разряд приемо-сдаточных и проводятся ежедневно. 

Сейчас содержание хлорорганики в поступающей в Беларусь российской нефти вошло в допустимые пределы. Однако лаборатория продолжает работать в усиленном режиме. По решению руководства осуществляется ежедневный контроль. 

Спасительные инвестиции

Виновные напрямую в сливе хлорорганики в «Дружбу» могут получить приличные сроки. Но в экспертной среде активно обсуждается следующее: была ли возможность на ранней стадии локализовать проблему? Ведь более жесткий контроль должен, по логике вещей, осуществляться на приемке сырья. У транзитного звена, которым, по сути, и является Беларусь, задача не допустить изменений уже имеющихся характеристик прокачиваемой нефти. Тем не менее фильтр против форс-мажоров сработал именно на нашей территории. 


Будем откровенны: при существующих подходах в белорусскую «Дружбу» ничего постороннего попасть не может. И причины две: все предписанные стандарты безопасности соблюдаются неукоснительно. Даже на внутренней ветке между Речицей и Мозырем. Хотя, казалось бы, процесс приема-передачи кажется несколько формальным. Государственная «Белоруснефть» передает сырье государственному же ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Тем не менее все регламенты соблюдаются безукоризненно. Про обеспечение экспортного направления и говорить не приходится. Во время нашей экскурсии вдоль нефтяной трубы приятно удивляло современное оборудование. И не просто дорогое, но ухоженное и досмотренное. Значит, эксплуатируют его тоже любя и соблюдая все необходимые регламенты. 

Первый заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго говорит, что предприятие постоянно инвестирует значительные средства в модернизацию. И старается приобретать самое современное оборудование — государство всегда идет навстречу. Поэтому и система безопасности (а контроль параметров нефти —один из ее элементов) строится на оперативном реагировании на любые нештатные ситуации. 

КСТАТИ

Сегодня продолжается заседание Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН) в Братиславе. Ключевая тема — ситуация с остановкой транспортировки нефти по «Дружбе» в направлении ряда европейских стран в связи с загрязнением сырья органическими хлоридами. Концерн «Белнефтехим» рассчитывает на скорейшее урегулирование спорных вопросов для оперативного восстановления транзита. Белорусскую делегацию на заседании МАТН возглавляет заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов. «Главная цель, которую ставит перед собой белорусская делегация, — выработка четкого плана действий транспортировщиков нефти и ее европейских потребителей в Венгрии, Германии, Польше, Словакии и Чехии для оперативного восстановления транзита по «Дружбе» в направлении этих стран», — пояснили в концерне. «Учитывая важность белорусского нефтетранспортного коридора для крупнейших европейских транспортировщиков и потребителей углеводородного сырья, белорусская делегация рассчитывает на скорейшее урегулирование спорных вопросов между сторонами», — подчеркнули в «Белнефтехиме».

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter