В колледжах Гомельщины готовят дальнобойщиков и растят тмин

Примерка рабочей формы

Пэтэушник — этим словом в 80–е годы прошлого века клеймили неудачников. И даже сегодня на выпускников училищ или колледжей иногда поглядывают свысока. Нет высшего образования? Какая карьера? Оказывается, может быть вполне неплохой. Современные пэтэушники не имеют проблем с распределением. К 18 — 19 годам получают профессию и готовы влиться в самостоятельную жизнь. Рабочие специальности востребованны и хорошо оплачиваются.

В Жлобинском аграрно–техническом колледже.
В Жлобинском аграрно–техническом колледже.

Рациональный выбор

В Гомельской области почти 20 тысяч учащихся колледжей, лицеев и ПТУ. Срок обучения — от 3 до 4 лет в зависимости от учреждения. Распределение — 100 процентов. О том, кем хотят стать вчерашние девятиклассники, рассказал начальник отдела профессионально–технического образования управления образования Гомельского облисполкома Вячеслав Пильщиков:

— Сегодня молодежь стала рациональной. Выбор специальности напрямую связан с будущим достатком. Самые популярные профессии: помощник мастера буровой установки, взрывник (для нефтедобычи), потом идут строительные профессии и дизайн. А вот швеи, сборщики обуви, вальщики леса нынче не в чести. Если говорить о подготовке специалистов, то большинство из них проходят практику на тех предприятиях, куда их будут распределять. На выходе мы имеем готового работника, знакомого с оборудованием, нюансами производства и часто с коллективом.

Время диктует и новые профессии. В основном заказы идут от будущих работодателей. Например, ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» инициировала обучение на специальность водителя автопоезда, Рогачевский молочноконсервный комбинат нуждается в новых специалистах по сырным изделиям. Мясокомбинатам требуются операторы по производству колбас, сельскому хозяйству — пчеловоды.

Как говорится, в вузе учат работать головой, а в ПТУ — руками. Ссузы имеют солидную практическую базу, которой нет в иных высших учебных заведениях. Кстати, в среднем 12 процентов выпускников училищ и колледжей идут учиться дальше.


Дело с приправой

В этом году в Жлобинском аграрно–техническом колледже созрел первый в стране промышленный урожай тмина. Две тонны с двух гектаров. Весь урожай мгновенно раскупили мясо– и хлебозаводы. Причем, по оценке специалистов, качество семян выше, чем у импортных аналогов. Собирают по науке. Сушат в естественных условиях.

Директор колледжа Николай Алейник рассказал, что к эксперименту их подвигло желание показать детям реальный результат труда:

— Кроме научного и экономического момента, здесь важен педагогический ход. 16–летние подростки поняли, что их знания востребованны. Важно использовать то, чему тебя учат. Никто в стране не выращивает тмин. Его закупают за рубежом. Так почему мы, специалисты в этой области, не можем решить проблему? Можем! И даже заработать на этом копеечку! Когда есть дело, результат, награда — любая профессия интересна.

Кстати, расставаться с урожаем до последнего зернышка в колледже не планируют. Тмин оставят на семена. В следующем году увеличат посевы. Кроме того, хотят собрать большой урожай тыквенных семечек.

Что умеешь — то твое

Автоэлектрик Александр Савицкий в своей жизни привык полагаться на собственные силы, ему некогда ждать диплома о высшем образовании:

— В школе учился неплохо, но всегда любил автомобили. Поэтому решил поступать на автоэлектрика. Пока мои друзья оканчивали 10 — 11–й классы, я получал профессию. Сейчас мой друг учится на 2–м курсе энергофака, я собираюсь поступать туда на заочное отделение летом. Но он живет на стипендию, а у меня зарплата 8 миллионов, профессия в руках, диплом. Не сижу на шее у родителей, сам им помогаю...

Чему учит пример Александра? Пора браться за дело, молодежь! 10 — 11–е классы для многих с успехом могут заменить колледжи и лицеи, не только выпускающие сварщиков и швей, но и специалистов экономической, юридической, педагогической направленности. Чтобы молодой человек к 18 годам уже имел профессию. Например, помощник нотариуса, младший менеджер, педагог начальной школы. А в вузе при желании знания можно углубить и отшлифовать.

Фото Сергея ХОЛОДИЛИНА, БЕЛТА.

sb_gomel@mail.ru

Советская Белоруссия № 248 (24629). Вторник, 30 декабря 2014

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter