Примерили лесу новый климат

Если действовать с умом, то потепление пойдет на пользу

Если действовать с умом, то потепление пойдет на пользу

Что бы ни было причиной климатических изменений, мы должны действовать на опережение, чтобы завтра не пожинать плоды собственной беспечности. Этим руководствовались ученые Института экспериментальной ботаники, Научно-практического центра по биоресурсам и Института леса Национальной академии наук Беларуси, предлагая стратегию адаптации лесного хозяйства к изменениям климата до 2050 года.

Но если представить перестройку земледелия под причуды небесной канцелярии еще несложно (освоили агротехнику теплолюбивых культур и тем самым за сезон проблему решили), то как адаптировать к изменениям климата лес?

Как выяснилось, управлять способностью леса адаптироваться к внешним условиям все же можно.

— Прежде всего давайте выясним, какие изменения климата по сравнению с базовым периодом, включающим 60—80-е годы, у нас уже произошли и что, по прогнозу, ожидает Беларусь к середине столетия, — говорит руководитель научной работы, исполняющий обязанности директора Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси Александр Пугачевский. – Начнем с температуры воздуха. Она стала выше, причем в январе—феврале наиболее существенно — на 2—3,2 градуса. Теплее стало и в начале весны, а также в июле и августе. Мало изменились май, июнь и осенние месяцы. Осадков стало больше примерно на 5 процентов, но прибыль выпадающей влаги не компенсирует потери от испарения и транспирации, то есть испарения с поверхности листьев растений, которые усилились из-за повышения температуры. Наблюдается устойчивое снижение высоты снежного покрова на 5 сантиметров, и это обусловливает сокращение зимних запасов влаги почти на 25 процентов. Более того, из-за участившихся оттепелей значительная часть талой воды уходит в реки или испаряется еще зимой. В итоге в последние годы фиксируется устойчивое снижение уровня грунтовых вод. Все это, а также увеличение количества пожаров, более активное размножение насекомых, повреждающих деревья, стимуляция болезней растений не может не сказываться на самочувствии леса. Другой вопрос, будут ли изменения климата усугубляться или процесс потепления на этом остановится?

Построение климатических моделей — удовольствие очень дорогое и непосильное для отечественной науки, так как требует сбора и обобщения огромных массивов информации планетарного масштаба. Поэтому составители стратегии использовали и адаптировали для условий нашей страны наработки крупнейших научных центров США и Европы. Полученные прогнозные оценки говорят, что к 2050 году в Беларуси среднегодовая температура поднимется еще примерно на 1 градус, на 50 миллиметров, или на 8 процентов, возрастет годовая сумма осадков. При этом обеспеченность теплом на северо-востоке превысит современный уровень этого показателя для юга Беларуси, а южные районы будут соответствовать зоне, которая сегодня находится на 300—350 километров южнее — в современной лесостепи Украины.

Чем такая парилка чревата для белорусского леса? Ученые считают, что в первую очередь более высокие температуры и снижение уровня грунтовых вод скажутся на ельниках. У этих древних деревьев есть особенность, которая в условиях падения уровня грунтовых вод становится недостатком, — поверхностная корневая система. Кроме того, у ели менее совершенная, чем у эволюционно более молодых лиственных деревьев, конструкция так называемых верхних и нижних концевых двигателей, качающих воду вверх и перемещающих питательные вещества вниз. При недостатке воды эти структуры работают не столь эффективно и проигрывают даже сосне — породе не менее древней, чем ель. Вдобавок у ели тонкая кора, что делает ее уязвимой при пожарах и даже при перегреве стволов жарким летом.

Ослабленные этими обстоятельствами деревья становятся легкой добычей короеда-типографа и других вредителей. В результате массового их размножения только с 1996-го по 2010 год погибло более 88 тысяч гектаров ельников старших возрастов.

Но что могут предпринять работники лесного хозяйства в этих обстоятельствах? Ели им трудно помочь. Граница ее гарантированного выращивания постепенно будет отодвигаться на север. Но другие породы, если им создать благоприятные условия, не только не пострадают от потепления, но и могут выиграть от изменения климата. Прежде всего, считают авторы стратегии, необходимо уходить от практики создания однопородных (монокультурных) насаждений из ели или сосны, чем в отрасли из экономических и технологических соображений увлекались последние 40–50 лет. Причем речь идет не только о посадке лесов смешанного породного состава изначально, но и их формировании рубками ухода, в процессе которых должны сохраняться не только экономически наиболее ценные, но и максимально устойчивые древесные породы.

Для чего это нужно? Исследования показали, что монокультурный лес более подвержен атакам вредителей и болезням, так как по биоразнообразию он значительно уступает смешанному. Кроме того, он менее рационально использует ресурсы среды. В результате страдают и экономические показатели. В условиях же более теплого климата, благоприятствующего выживанию зимой как вредителей, так и их врагов, оздоровительный эффект от таких технологий резко возрастает. Кроме того, содействие появлению новых генераций деревьев под пологом леса или подсадка подпологовых культур позволяет формировать разновозрастные насаждения, что также повышает продуктивность и устойчивость леса, его защитные свойства. Ученые рекомендуют также шире использовать естественное возобновление леса после вырубки, причем вырубки не сплошной, а выборочной.

При этом тревога по поводу того, что на месте ценного сосняка возникнет роща из разномастных «сорных» пород, сегодня уже лишена оснований. С появлением новых технологий переработки древесины она вся идет в дело и высоко ценится даже та, которую прежде пускали только на дрова. Например, у производителей бумаги теперь высоко котируется древесина березы, а черная ольха, которую раньше никто видеть не хотел, прекрасно идет на экспорт, так как мебельщики открыли ее замечательные декоративные и технологические достоинства. Ее даже стали называть белорусским красным деревом.

Климатические условия, которые складываются в Беларуси, позволяют, по мнению ученых, активно вводить в лесную культуру такую ценную породу, как европейская лиственница, что вполне компенсирует потерю части ельников.

Вообще же, если грамотно выстроить стратегию лесного хозяйства, то плюсов от изменения климата, главным из которых должен быть более интенсивный прирост древесины, может быть больше, чем минусов. С этим согласны специалисты отрасли, которые ознакомились с результатами исследований, высоко их оценили и даже начали использовать в опытно-производственном порядке, не дожидаясь официального утверждения стратегии. Лесоустроительное республиканское унитарное предприятие «Белгослес» уже проводит техническую учебу своих сотрудников по материалам предложенной стратегии, в Белорусском государственном технологическом университете вопросы адаптации к изменению климата включили в учебную программу лесохозяйственного факультета.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter