Пример успешной интеграции

Восьмого декабря 1999 года Беларусь и Россия подписали Договор о создании Союзного государства, положив начало развитию новых интеграционных процессов на пространстве СНГ.

Восьмого декабря 1999 года Беларусь и Россия подписали Договор о создании Союзного государства, положив начало развитию новых интеграционных процессов на пространстве СНГ.

Для гармонизации законодательств двух стран сделано немало, хотя остались и нерешенные вопросы. О победах и поражениях на поле союзного строительства председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Косоуров рассказал на онлайн-конференции «Экономическая интеграция в рамках Союзного государства» в РИА «Новости».

На территории СНГ произошли серьезные изменения – был создан наднациональный орган управления с участием России, Беларуси и Казахстана – Евразийская экономическая комиссия. Работают Таможенный союз и Единое экономическое пространство «тройки». В перспективе – создание Евразийского союза трех государств. И, по мнению Виктора Косоурова, без использования многолетнего опыта строительства Союзного государства сделать это в столь короткие сроки было бы невозможно. Опасаться, что в связи с развитием интеграционных процессов Союзное государство «останется за бортом», не стоит: Единое экономическое пространство «тройки» – это прежде всего объединение и развитие конкурентоспособных экономик трех стран. В Союзном государстве интеграция многогранная, и многие вопросы, которые со временем встанут перед новыми интеграционными образованиями, в союзе «двойки» уже решены. Успешна интеграция в оборонной сфере. Несомненны успехи в области социальной политики. Межгосударственными соглашениями белорусам и россиянам предоставлены равные условия в социальном обеспечении, в получении медицинской помощи, в доступе к услугам лечебно-оздоровительных учреждений, в свободном передвижении, выборе места пребывания, трудоустройстве. Нормативно-правовая база Союзного государства в социальной сфере, по созданию общего рынка труда, миграционная политика стали примером и основой для решения вопросов в рамках формирования Единого экономического пространства.

Объективным показателем уровня экономического интеграционного сближения Беларуси и России Виктор Косоуров считает взаимную торговлю. В этой сфере достигнуты высокие результаты. Россия является основным экономическим и торговым партнером Беларуси. Между нашими областями и регионами действует около 300 межрегиональных соглашений. Беларусь взаимодействует и имеет торговые отношения с 80 регионами Российской Федерации. Это делает актуальным создание механизма координации межрегионального сотрудничества. Есть идея об учреждении сети региональных центров деловой информации и коммерческого посредничества – для облегчения установления деловых контактов и ведения предпринимательской деятельности на территории Союзного государства.

Направление развития его экономического пространства определяется на ежегодном Форуме союзных программ.

В числе нерешенных проблем союзный депутат назвал затянутую процедуру утверждения и согласования союзных программ, из-за чего нередко теряется их актуальность и смысл разработки. Проблемы, касающиеся союзной собственности, введения единой валюты, принятия Конституционного Акта.

Тем не менее использование российского рубля в расчетах по внешнеэкономическим сделкам предусмотрено в принятом в 2009 году Плане совместных действий по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли. Бюджет Союзного государства тоже, кстати, рассчитывается в российских рублях. Правда, его объем – около 5 миллиардов – сегодня уже никого, и прежде всего депутатов, не устраивает. По мнению Виктора Косоурова, увеличить его в 2–3 раза можно было бы за счет союзной собственности, но создание соответствующей нормативно-правовой базы не завершено.

Союзный бюджет пополнится и после ввода в действие Единого порядка учета и распоряжения результатами интеллектуальной деятельности, полученными за счет средств бюджета Союзного государства. Отсутствие этого документа не позволяет закрепить правовой статус совместно создаваемой в рамках реализации научно-технических программ собственности и урегулировать вопросы ее использования. Сегодня нематериальные результаты существенно превышают материальные.  Тогда как нематериальные активы – разработки, технологии, рационализаторские решения, другие ноу-хау – могут стать существенным источником пополнения бюджета. Но, к сожалению, по большинству программ они не выявлены, не учтены и не охраняются от незаконного использования другими лицами и организациями, что не исключает ситуации, когда результаты выполнения союзных программ окажутся чужой собственностью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter