Прима-балерина Ирина Еромкина может стать первой белорусской артисткой, удостоенной премии Союзного государства в области литературы и искусства


Как стало известно еще в июне, на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2021/2022 годы выдвинуты три ее работы: главные героини в спектаклях «Анастасия» Вячеслава Кузнецова в постановке Юрия Трояна и «Анна Каренина» на музыку Петра Чайковского в постановке Ольги Костель, а также партия Евы в балете «Сотворение мира» Андрея Петрова в постановке Валентина Елизарьева.

По сообщению Постоянного Комитета Союзного государства, в период с 1 августа по 1 сентября 2021 года проводится общественное обсуждение выдвинутых работ, и сразу хочется сказать о том, что за 24 года своего театрального служения самая обычная девочка из поселка Свислочь прошла путь от артистки кордебалета до прима-балерины. Еще в 2009 году Ирина Еромкина была награждена медалью Франциска Скорины, в 2018 году удостоилась Национальной театральной премии 2018 года за партию Байджан в балете Полада Бюльбюль оглы в постановке Ольги Костель, а в 2019 году — звания народной артистки Беларуси и человека года в номинации «Хореографическое искусство».

За всем этим — огромный труд и огромный вклад в жизнедеятельность Большого театра. В творческом багаже Ирины Еромкиной около 40 партий — от Медоры в «Корсаре» до Джульетты и Кармен.

Ирина Еромкина из тех артистов, которые буквально живут театром, хотя и за его порогом ее жизнь насыщенна и плодотворна.

— Я могу бесконечно говорить о моей профессии — балете и о моих детях, потому что именно это и есть моя жизнь, — говорит она.

Детей у нее трое, и три партии выдвинуты на соискание премии Союзного государства.


Во-первых, Анастасия Слуцкая в балете Вячеслава Кузнецова. Образ сложный сам по себе, а тут еще неизбежное сравнение с фильмом, так что артистке пришлось искать новые краски.

— В фильме это жизнь, а здесь это танец, — лаконично обобщает она.

Четыре дуэта со сложными поддержками, которые придумал постановщик спектакля Юрий Троян.

— Некоторые элементы здесь встречаются впервые, — рассказывает Ирина.

И само собой разумеется, что все они будут исполнены идеально, но для артистки это не главное.

— Потому что иногда можно показать технику — да, это будет красиво. Но это будет пусто, а здесь пустоты нет. Здесь именно в первую очередь образ, внутреннее состояние артиста. То есть, нужно быть очень полным, чтобы выйти на сцену и рассказать об Анастасии.

Рассказать — значит найти слова, которые можно воплотить в танце. И Еромкина эти слова нашла. «Хрупкая лилия на стальном стержне» — так она называет Анастасию. И мне кажется, эти слова о ней самой.

Ирина не скрывает, что привносит в эту партию много от самой себя:

— Да, здесь и личные наработки. Наверное, у меня уже есть жизненный багаж, которым я пользуюсь на сцене.


Глубоко проживает артистка и партию Анны Карениной. В ее трактовке это глубоко трагический, мятущийся персонаж. Это не только любящая женщина, но еще и мать, глубоко переживающая свой грех перед ребенком, тоскующая по сыну, по нормальной и правильной жизни, которой уже не может быть после того, как она преступила черту. А в образе Евы она предстает великой матерью человечества, которая спасает его от самоуничтожения.

Разумеется, эти три партии не исчерпывают творческого диапазона Ирины Еромкиной. Замечательна ее Одетта-Одиллия в елизарьевской новой редакции «Лебединого озера». Казалось бы, в классике особенно важна техника, пресловутые 32 фуэте, и их балерина исполняет блестяще. Но при этом вновь и вновь повторяет:

— Над техникой можно работать бесконечно, и можно спортивно выполнять пируэты. Но для меня первостепенен образ, настоящие человеческие переживания, настоящая жизнь. Вот то, что действительно интересно и важно.

Премия Союзного государства присуждается раз в два года за произведения литературы и искусства, вносящие большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами — участниками Союзного государства.

В прежние двадцать лет премией Союзного государства единолично награждались такие выдающиеся деятели белорусского искусства, как Алексей Дударев, Иван Шамякин, Михаил Савицкий, Владимир Гостюхин, Михаил Финберг, Леонид Щемелев, Георгий Поплавский, Иван Миско, Валентин Елизарьев. Будет прекрасно, если в этом списке появится женское имя.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter