“Приключения” гастарбайтеров в России

“Денежная работа” за границей может оказаться элементарным рабствомС наступлением весны традиционно активизируется трудовая миграция граждан. Наверняка не будет исключением и нынешний сезон, тем более что в сегодняшней экономической обстановке стало больше людей, которые пытаются найти нормально оплачиваемую работу. В этих поисках многие устремятся на заработки к соседям, прежде всего в российскую столицу. И хотя и там сейчас отмечается спад созидательного размаха, тем не менее Москва и Подмосковье по-прежнему остаются “большой стройкой”, притягивающей людей со всего бывшего Союза надеждой на заработок.

Однако далеко не всех соискателей, которых называют неприятным словом “гастарбайтеры”, ждет удача на чужбине, далеко не все вернутся домой с деньгами на радость себе и своим близким. Это подтверждает дело о трудовом рабстве, которое было рассмотрено судом Железнодорожного района Гомеля и имело в регионе большой общественный резонанс. По делу проходило более двадцати пострадавших. Это жители Речицкого, Ветковского, Октябрьского, Чечерского районов, самого Гомеля.
Большинство из пострадавших попали в тяжелое материальное положение, потеряли работу, что и заставило людей быстро, без проверки информации согласиться на предложенные “работодателями” условия. Были они довольно заманчивыми. Большинству предлагалась не самая сложная работа — установка стеклопакетов. Сумма заработка называлась порядка 500—1000 долларов в месяц. Всем обещали нормальное проживание, питание за счет нанимателя. Доверие вызывал и тот факт, что вербовка кадров на три стройки в Москве, которые фигурируют в судебном деле — бизнес-центр “Аврора”, жилой дом “Рубин”, Боткинская больница, шла через знакомых. Уж знакомые-то не подведут, тешили себя надеждой получившие предложения. Но, как оказалось, могут подвести, да еще как.
В качестве обвиняемых по делу проходили жители Гомеля Владимир Б., Виктор В. и Василий М. Все трое занимались не только вербовкой, учетом выполненных гастарбайтерами работ, но и расчетами с ними.
Свиные хвосты на обед
Когда завербованные прибывали на место, все происходило как в дурном сне. Делать приходилось совсем не то, о чем шла речь вначале. Приходилось выполнять некоторые виды работ, которые требуют специальной квалификации и допуска, например на высоте. У многих исполнителей конечно же такой подготовки не было. Попытки обсудить это с “крутыми менеджерами” ни к чему не приводили. Рабочий день начинался в восемь утра и заканчивался с наступлением темноты. Бывало, что вахта продолжалась под свет прожекторов. Такое понятие, как выходной, отсутствовало вообще.
Условия проживания работников были самыми что ни на есть рабскими. Приходилось спать на дощатых щитах на цементном полу в недостроенном здании, примитивно сооруженных нарах в переполненном вагончике. Нигде не было отопления, отсутствовал душ.
На питание одного работника в сутки отпускалось 50 российских рублей. От ужасной еды, если можно назвать едой свиные шкурки, хвосты, горох, перемешанный с овсом и рисом, низкокачественные макароны, у людей болели животы. Когда гастарбайтер Дмитрий А. попытался было пожаловаться Владимиру Б., что все время ходит голодный, тот во всем обвинил повара, мол, мало заказывает продуктов. И для убедительности ударил повара, такого же гастарбайтера, кулаком в лицо. Как скажет Дмитрий А. на суде, за время работы в Москве он потерял в весе 30 килограммов.
Не подхватить в таких условиях какую-нибудь болезнь было весьма затруднительно. Гастарабайтер Александр И. заболел пневмонией. Температура была 39 градусов. Подскочило давление, носом пошла кровь. Работать в таком состоянии было невозможно, несколько дней он лежал в вагончике, где было лишь чуть-чуть теплее, чем на улице. Необходимые лекарства отсутствовали, товарищи по несчастью давали больному таблетки, какие у кого нашлись. Их просьбу вызвать врача и купить нужные препараты для тяжело заболевшего человека Владимир Б. и Виктор В. проигнорировали, мол, пусть отлежится и выходит на работу. А если не может, пусть возвращается домой. После нескольких дней пребывания Александра И. в тяжелом состоянии его отправили в родной Чечерск. Правда, безо всякого расчета за выполненные работы, лишь с минимальной суммой на билет. Дома  он еще около месяца боролся с болезнью.
Второй гастарбайтер из-за антисанитарных условий проживания получил кожное заболевание.
Заказчик доволен, но деньги не вам
Разумеется, все работники не имели регистрации в российской столице, а потому не могли выходить за пределы стройки, свободно передвигаться.
Владимир Б. — самая зловещая фигура в трио злоумышленников. Чтобы не рассчитываться с людьми, он хорошо продумал систему штрафов и уловок. Одной из основных причин наложения штрафов он выдвигал пьянство “контингента” независимо от того, имело оно место или нет. Другие мотивировки также были ложными и неубедительными: низкое качество работ, недовольство заказчика, который работу якобы не принимает, а потому не платит. Некоторых работников он водил за нос обещаниями рассчитаться к определенному сроку, затем этот срок неоднократно переносился. Постепенно люди начинали понимать, что расчета не будет вовсе, что их “кидают” самым наглым образом, а потому стали искать хоть какие-то деньги, чтобы купить билет на обратный путь. Упрашивали Владимира Б. и Виктора В. К некоторым те проявляли снисхождение и выдавали сумму в одну тысячу российских рублей, но не более. Другим же отказывали. И тогда люди искали родственников и знакомых, просили в долг. Лишь двум работникам — отцу и сыну, которые прошли через жуткий “бизнес” Владимира Б. и Виктора В., — удалось чудом вытянуть с Б. 15 тысяч российских рублей и 500 долларов.
Как выяснило следствие, завербованные обманным путем люди выполняли большие объемы строительных работ. И для расчетов с ними московские наниматели предоставляли их менеджерам большие суммы денег, которые оседали в карманах троицы “работодателей”. Так, запись в блокноте бригадира Василия М., который вел учет затрат на рабочих, а также ведомость распределения заработной платы свидетельствуют, что Владимир Б. только за один месяц получил более 326 тысяч российских рублей (ни много ни мало — более десяти тысяч долларов)! Все трое не имели лицензий на вывоз рабочих за пределы страны и не являлись предпринимателями. Средства, полученные ими в Российской Федерации, — это “черный нал”, за который они не платили налоги.
Во время судебного процесса обвиняемые отрицали свою вину, каждый пытался уйти от ответственности, обелить себя и очернить своего подельника.
Однако улик оказалось достаточно, чтобы доказать — все они виновны в вербовке, перевозке, передаче и получении человека с целью эксплуатации, совершенной по предварительному сговору группой лиц, сопряженной с вывозом потерпевших за пределы государства путем злоупотребления доверием...
Наибольший срок — 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в колонии усиленного режима — получил Владимир Б. как главный фигурант дела. На 10 лет осужден Василий М. На 10 лет и один месяц — Виктор В., который, кстати, совершил преступление, будучи условно-досрочно освобожденным от отбытия срока за ранее совершенное преступление, что не осталось без внимания суда.
Этих вербовщиков судили, но ведь рядом могут оказаться другие. Так что, выбирая себе работу, проверьте информацию, чтобы не стать очередной жертвой трудовой эксплуатации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter