Приключения электроники

Внедрение новой системы оплаты проезда в столичном транспорте идет не совсем гладко

Внедрение новой системы оплаты проезда в столичном транспорте идет не совсем гладко

То, что красиво звучало из уст новаторов, затеявших техническую революцию в общественном транспорте, на деле породило немало вопросов у пассажиров. Например, корреспондент “НГ”, решивший “протестировать” усовершенствованную систему оплаты, не ожидал, что электронный компостер откажется “есть” обычный талон, а контролер будет недоволен тем, что штамп поставлен неправильно.

Методом тыка

Вот уже почти месяц, как в столичных трамваях привычные механические компостеры заменили массивными коробками, закрепленными на поручнях. Выбор в качестве испытательного “полигона” трамвайного парка понятен — в Минске этот вид транспорта перевозит намного меньше пассажиров, нежели троллейбусы, автобусы или метро. В трамвайном парке столицы всего 135 вагонов, ежедневно на линии работает около сотни. Оборудовать их электронными устройствами для оплаты проезда гораздо проще, чем тысячу троллейбусов или две тысячи автобусов.

В принципе новаторством это можно назвать разве что применительно к Беларуси. Абсолютно такая же система оплаты уже несколько лет действует в столицах Литвы и Латвии. По большому счету, она везде зарекомендовала себя хорошо, отдельные вопросы вызывают лишь устаревшее программное обеспечение и низкая надежность устройств в целом. Минчане тоже уже сталкивались с “нештатными ситуациями”, когда трамвай вынужден был отправляться в депо из-за поломки компостера (если выходит из строя одно устройство, перестают работать и все остальные, установленные в салоне).

Несомненные плюсы нововведения — колоссальное сокращение расходов на содержание армии кондукторов, повышение общего процента оплаты проезда и оптимизация рейсов под пассажиропоток.

Несмотря на то что о внедрении электронной оплаты проезда было известно давно, как рассказали работники одной из диспетчерских станций, каждое утро на них обрушивается шквал вопросов: многие пассажиры до сих пор не уяснили, как пользоваться новыми устройствами. Непонятно, почему агентство “Минсктранс” не смогло заранее запустить в “широкий прокат” видеоролик, обучающий правильному пользованию системой, наподобие тех, что предупреждают людей об опасности приближения к движущемуся транспортному средству или недопустимости блокирования закрывающихся дверей. Как выяснилось, подобный ролик все-таки существует, но транслируется он только на экранах в трамваях, да и начали крутить его лишь со второй декады января.

“Заячий” синдром

Электронный компостер выполняет ту же функцию, что и обычный, но усложняет жизнь зайцам: на талончике отпечатываются дата и время начала поездки, а также номер маршрута (возможно, в перспективе добавится еще и номер транспортного средства). Это означает, что проехать дважды в одном трамвае, сохранив талон с предыдущего раза, уже не получится.

Как водится, в теории все гладко. На практике оказалось, что электронных компостеров на салон всего три, тогда как механических было шесть-семь. Установлены они у дверей вагона. В итоге у “чудо-ящиков” постоянно скапливаются пассажиры. Для “электронной” оплаты проезда нужны специальные талоны, купить которые можно у водителя, заплатив на пятьсот рублей дороже, или в киосках, однако они есть еще далеко не во всех из них. Обычный “старорежимный” талон может и не “прокатить”. Пробить одновременно два билета теперь невозможно — устройство считывает и проштамповывает только одну бумажку.

Добавляет путаницы и визуальное оформление — после “поглощения” талона на устройстве загорается... красная лампочка. Оказывается, ждать, пока она потухнет, не надо: как только загорелся красный свет, талон можно доставать. По незнанию некоторые нередко “тормозят” у электронных компостеров, дожидаясь, когда лампочка погаснет.

Опытным путем корреспондент “НГ” установил, что электронный компостер часто отказывается “заглатывать” привычные бумажные талоны. Чем они потрепаннее и шире, тем меньше шансов на успешное завершение операции. Новый талон чуть плотнее и “долговязее”, внизу предусмотрено поле для штампа. Поэтому и вставлять такой талон в электронный компостер надо определенным образом, ориентируясь на стрелку-подсказку.

Зайцы — народ изобретательный. Отдельные “умельцы” сподобились смазывать талон воском, который после поездки можно стереть вместе со штампом. Но контролеры-ревизоры тоже люди бывалые — подозрительные талоны надрывают. Среди любителей сэкономить встречаются и “спринтеры”: выскочив из трамвая, они стараются быстренько “провернуть” свои дела, чтобы снова вернуться в вагон того же маршрута, пока не вышло расчетное время его следования от конечной до конечной. Хотя, честно сказать, очень уж мудреные методы “теневой” экономии. Стоит ли овчинка выделки, если учесть, что оплата проезда не особо-то и бьет пока по кошельку?

Есть нюансы

Вторым этапом внедрения электронной системы станет включение с 1 февраля валидаторов для считывания проездных билетов в тех же трамваях. Специальные карточки уже поступили в продажу. Правда, купить их получится только в специализированных киосках “Минсктранса”, и то только в тех, которые находятся вдоль трамвайных путей. В первый раз помимо стоимости самого проездного придется оплатить залоговую стоимость карточки — 12 тысяч рублей. В следующий раз будет достаточно оплатить только пополнение баланса на ней.

Если карточку не “провалидировать”, проезд считается неоплаченным. Для этого в салоне трамвая на поручнях возле каждой двери установлено по два валидатора. При входе пассажир должен будет приложить проездной к устройству и дождаться, когда на его миниатюрном дисплее вместо красного креста загорится зеленая галочка и появится надпись “оплачено”. Если задержаться у валидатора еще на пару секунд, то на экране высветятся количество поездок и время действия проездного. Правда, такое “любопытство” будет создавать “пробки” на входе. Не наступит ли Минск  на те же грабли, что и Москва, где в салон общественного транспорта можно попасть только через турникет и посадка нередко занимает больше времени, чем сама поездка?

Контролеры же вооружатся специальными компьютерами (принцип действия тот же, что и у терминала в кассе магазина), которые покажут, прикладывался ли проездной к валидатору. Одноразовые талоны будут проверяться по штампу. При входе в салон ревизоров все электронные устройства подлежат блокировке, поэтому оплатить проезд уже никто не сможет.

Майский курс

Запустить новую систему оплаты проезда и в других видах наземного общественного транспорта планируется с 1 мая, одновременно с открытием станции метро “Малиновка”. Тогда и должны полностью заработать все тарифные планы, а их предусматривается не менее шести. У пассажиров появится возможность выбора: ориентироваться на количество поездок, расстояние или время действия проездного билета.

Для выполнения поставленной задачи еще до начала весны во всех троллейбусах и автобусах тоже должны появиться электронные компостеры, а к началу апреля — еще и валидаторы. Процесс идет полным ходом, энтузиасты с интернет-форумов отслеживают его: по состоянию на 20 января валидаторы были установлены в салонах примерно шестидесяти троллейбусов и полутора сотен автобусов. Такими темпами полностью завершить установку электронных устройств реально к концу марта. В автобусах и троллейбусах будет от двух до четырех и более компостеров, в зависимости от общей вместимости транспортного средства, количества накопительных площадок и планировки салона.

Специалисты агентства “Минсктранс” пояснили, что бумажные совмещенные проездные на трамвай и другие виды транспорта пока никуда не денутся. А посему временно в трамваях будут ходить и карточки-проездные на один вид, и традиционные бумажные на несколько видов.

 Возьмите на заметку

Сам себе билетер

В кассовом зале минского железнодорожного вокзала появился первый в стране терминал самообслуживания для выдачи билетов, купленных через интернет.

Это значительно упростит жизнь пассажирам, которые оплатили билет, но не воспользовались электронной регистрацией. На транзакционном терминале, расположенном у кассы № 1, необходимо ввести 14-значный номер бланка заказа и номер документа, удостоверяющего личность и указанного при онлайн-покупке. Те, кто прошел регистрацию, тоже могут распечатать свой билет, однако сделать это нужно не позднее чем за час до отправления поезда с начальной точки маршрута.

Белорусская железная дорога напоминает, что услуга электронной регистрации доступна при онлайн-покупке билетов на все поезда, курсирующие в пределах Беларуси, а также поезда прямого сообщения Беларусь — Россия и поезд Минск — Рига.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter