Прихватизация исключена.

Честность и открытость — основные черты приемлемого разгосударствления в нашей стране.

Беларусь не допустит “чиновничьей приватизации” — не раз заявлял Президент. И это предупреждение в первую очередь касается руководителей ряда предприятий и покровительствующих им функционеров из министерств и ведомств. На днях председатель Госкомимущества Беларуси Георгий Кузнецов привел вопиющий пример: директор одного из рогачевских предприятий предложил... передать ему акции предприятия для их последующей единоличной реализации. “Послушаешь таких — и плохо становится”, — не скрывал своего возмущения глава Госкомимущества.

Рогачевское предприятие оказалось не единственным проблемным звеном на приватизационном поле нашей страны: немало сложностей испытал Госкомимущества с разгосударствлением Лидского завода пищевых концентратов, Барановичской швейной фабрики. Сегодня откровенное противодействие ощущается в процессе приватизации гомельского предприятия “Элегант”... “Многие директора прекрасно понимают, что новый собственник просто избавится от них в случае неэффективности их работы, — объяснил Георгий Кузнецов анти-
приватизационную политику на местах. — Думаю, главное для нас в этой ситуации — не обращать внимания на подобные “телодвижения”: у нас есть план по приватизации, принятый Советом Министров и утвержденный главой государства. Удручает лишь, что подобное противостояние приватизации порой находит поддержку в местных органах власти”.
Что касается отечественных флагманов промышленности, то переговоры о продаже акций “Гродно Азота” наша страна ведет с российскими компаниями “Роснефть” и “Сибур”, “Нафтана” — с компанией “Лукойл”, “Белтрансгаза” — с “Газпромом” (завершения этой сделки можно ожидать осенью нынешнего года, сообщил Георгий Кузнецов), а Мозырского НПЗ — с “Роснефтью”. Кроме того, обсуждаются возможности продажи части акций МАЗа “Русским машинам” и “Ростехнологиям”, последней российской компании возможна и продажа части акций “Интеграла”. Наконец, решается судьба части акций Минского тракторного завода и компании МТС: Беларусь оценивает 51-процентный пакет акций МТС в 960—970 млн долларов и предлагает купить его за миллиард.
Определены и десять акционерных обществ, государственные пакеты акций которых планируется продать с участием Всемирного банка и привлечением международных консультантов в 2011—2013 годах. Это Минский маргариновый завод, Барановичский комбинат железобетонных конструкций, Брестский электромеханический завод, “Белсантехмонтаж-2”, Брестский стройтрест № 8, минские “Автомагистраль” и “Белгазстрой”, гомельский “Медпласт”, барановичский “Бархим” и молодечненская “Конфа”.
Переговорные процессы по акционированию идут непросто, и все же базовые их принципы остаются неизменными. Кстати, в парадигму открытости и честности укладывается и социальная ответственность бизнеса. “При приватизации мы смотрим, чтобы новый собственник выполнял обязательства социального партнерства, — подчеркнул недавно Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. — Мы не можем согласиться с тем, что проблемы человека должны уйти на второй план и все подчинить только получению прибыли”.
У самого бизнес-сообщества на этот счет мнение неоднозначное. “Социальная сфера должна целиком оставаться за государством, — заявил “НГ” председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. — Если предприятие избавится от непрофильных активов, эффективность его работы и размеры поступлений в бюджет только возрастут. Потому что возрастут его прибыль и обороты”. Однако опыт соседей нередко свидетельствует об ином: прибыль и отчисления в бюджет, возможно, и растут, социальная же сфера приходит в упадок. Продажа украинских металлургических комбинатов “Криворожсталь” и “Запорожсталь” привела к упадку и разорению едва ли не всей их социальной сферы (санаториев, домов отдыха, детсадов, поликлиник и т.д.).
Мировой опыт показывает: к масштабной приватизации следует относиться крайне осторожно. “У наших соседей, в первую очередь России, институт частной собственности изначально появился благодаря навязанной сверху приватизации со всеми вытекающими негативными последствиями, — отмечает профессор Института непрерывного образования БГУ, заместитель председателя Бело-русской научно-промышленной ассоциации по вопросам инвестиционной политики и проблемам модернизации экономики Георгий Гриц. — У высшего руководства нашей страны нет желания повторять такой опыт”. Кроме того, необходимо учитывать, что на многих отечественных пред-приятиях государство проявило себя как успешный и эффективный менеджер, обеспечивающий помимо устойчивого развития производства и существование социальной “пристройки”. Так есть ли в таком случае смысл в смене собственника?
Заметим, что, по оценке Госкомимущества, от приватизации 180 предприятий планировалось получить примерно 620 млн долларов. В основном это малые и средние предприятия, продаваемые по балансовой стоимости. За последние полтора месяца от продажи акций ОАО в бюджет поступило 38 млрд рублей. “Но главное в этом процессе — не получение денег, а поиск эффективного собственника”, — считает Георгий Кузнецов. Кстати, приватизация — еще и способ сближения власти и бизнеса, порой расходящихся в своих интересах весьма и весьма далеко. “Это абсолютно трезвое и взвешенное решение, — уверен Александр Калинин. — Продажа государственных активов эффективному собственнику всегда оправданна”. Нарушение же связки между бизнесом и населением чревато рядом негативных последствий, наблюдаемых сегодня во многих странах мира. Однако Беларусь смогла подобного избежать — благодаря как раз точечности и выверенности своих приватизационных шагов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter