У белорусского реального сектора экономики есть достижения, но надо учиться преподносить их публике

Приходи. Смотри. Гордись

Сегодня поругаю родную промышленность. За ее скромность. Есть же и интересные разработки, и продукция. Но за ворота предприятий информация выходит дозированно. Мол, зачем хвастаться. Главное — свое дело делать. Что-то в этом духе приходится слышать регулярно. Бахвальство, конечно, грех. Но пиар в разумных пределах не просто допустим, а необходим. Иначе как выиграть конкуренцию в этом мире, когда частные компании неистощимы на изобретение и раскручивание различных историй про себя хороших. Та же сфера услуг, которая пропагандирует принципы сервисной экономики. И оттягивают кадры у нашего реального сектора. Не только зарплатой приманивают (хотя деньги — тоже не последнее дело), но завораживают молодежь перспективами. Многим же кажется: услуги, сервисы, разные виртуальные штучки — путь к успеху. А завод… Словом, вы поняли.

yandex.by

А ведь когда-то, в советские времена (знали люди толк в пиаре), реальный сектор умел себя преподнести. Взять хотя бы экспозиции ВДНХ. Приходи, смотри, гордись. В промышленных странах есть политехнические музеи или корпоративные экспозиции, которые отражают гордость целой индустрии. Скажем, «Феррари», который является частью корпорации «Фиат». А «Фиат» почти идентичен итальянскому машиностроению. Увы, в гордости мы пока уступаем конкурентам. А имидж — великая сила в конкуренции информационного века, когда какой-нибудь твитт (например, Илона Маска) может привлечь денег больше, чем успешный годовой финансово-экономический отчет.

Признаюсь, никак не возьму в толк, почему у нас нет музея родной промышленности. Чтобы пришли школьник, студент или даже люди постарше и посмотрели историю нашей промышленности. И узнали, что нам есть чем гордиться. Просто в определенный момент, во время перестройки, сдуру поверили в некоторые теории западных консультантов и чуть не угробили свое производство (а в некоторых республиках и «порезали» на металлолом). Якобы неконкурентоспособна наша продукция была. И менеджмент отсутствовал.

Расстрою западников. Ныне модные концепции «бережливого производства» (продвигаются под разными брендами) в СССР внедрялись еще в 1930-е годы. Только наука эта называлась попроще: технологии организации труда. И учебники по этой науке были. А логистика называлась оптимизацией. И вопреки постперестроечным легендам, порожние машины советские предприятия не гоняли. И с автоматизацией у нас было не так уж и плохо. Завод автоматических линий поставлял роботизированные комплексы финской Nokia. Сейчас такие подходы называют «индустриализацией 4.0». Другой вопрос, что под импортную музыку демократы новой волны плюнули на промышленность в начале 1990-х, наивно полагая, что торговля и кустарные кооперативы создадут благоденствие. Да, прискорбно признать, в то время политическое руководство как папуасы купились на яркие бусы «рыночных теорий».

И сегодня нашей промышленности есть что показать. Тракторы последнего модельного ряда видели? Конфетка! «Атлант» разрабатывает бытовую технику для умного дома. И работающие опытные образцы уже есть. Другой вопрос, насколько готовы мы приобретать напичканные электроникой холодильники? В таком количестве, чтобы оправдать серийное производство. Кстати, сколько бы ни говорили про 5-й и 6-й промышленные уклады, но реально пользоваться такими изделиями могут только в очень богатых странах. И то не на всей их территории. Слышали план Байдена: развитие инфраструктуры, так как на трети американской территории широкополосный интернет отсутствует. Думаете, там актуальны умные дома и другие цифровые излишества? Но это к слову. А многие ли знают, что добываемая в Беларуси нефть не черная, а разноцветная? Словом, у нас есть много интересных историй. Про которые мы стесняемся рассказать. И напрасно. А ведь все можно сделать красиво, сочно, ярко. Учитывая возможности современных технологий дополненной реальности, голограмм и так далее. И компетенции ПВТ пригодились бы. Конечно, такой проект потребует финансовых вложений. И уже готов услышать скептицизм менеджмента предприятий: мол, есть же корпоративные музеи. На каждом предприятии. Некоторые открыты для экскурсий. Есть промышленный туризм. Но консолидированная экспозиция промышленного сектора дополнит корпоративные. Да, национальный промышленный музей потребует вложений и ресурсов. Да, возможно, сейчас не время, других проблем хватает. Но в непростые времена и надо укреплять свой имидж. Одно из правил маркетинга и пиара. И дело не только в конкуренции на рынке труда. Грамотное представление реального сектора даст возможность людям мыслить реально. И на производство смотреть как на важнейший элемент экономики, а не какой-то атавизм. А это убеждение — духовная, ментальная прививка от информационных атак на экономический рационализм под различными общественно-политическими соусами. Так сказать, вакцинация от лихих реформ 1990-х, от которых было очень свободно и очень голодно.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter