Почему послевоенный Гомель избежал дефицита спичек

Приказано не светить

Как послевоенный Гомель избежал дефицита спичек
О том, как перед угрозой оккупации переносились в район Урала целые предприятия и готовилась к эвакуации даже Москва, написано немало. Но тщательное изучение архивных материалов и сегодня выявляет порой просто уникальные эпизоды. Один из них случился на Гомельщине, где чрезвычайно дорогое и, по сути, стратегическое сырье — красный фосфор — на время оккупации региона было надежно спрятано от глаз врага.

Дня за три до захвата немецко-фашистскими войсками Гомеля директор Новобелицкого фанерно-спичечного комбината (теперь это предприятие “Гомельдрев”) Симанович поручил начальнику пожарной охраны комбината Юделевичу набрать группу надежных рабочих. И поставил задачу — незаметно вывезти и спрятать имеющийся на складе фосфор. В состав группы вошли сотрудники пожарной охраны предприятия: братья Андрей и Захар Добровольские, Федор Самусенко, Яков Титков и еще пятеро рабочих. Фосфор необходимо было перевезти к берегу озера, переправить его на остров — и там закопать. На это понадобилось три ночи. Всего было спрятано 465 банок дорогостоящего химиката общим весом 4650 кг.

С приходом немцев братья Добровольские ушли в деревню Севрюки Гомельского района, где и находились до прихода Красной Армии. Призыву на фронт они не подлежали по возрасту. Оккупанты о чем-то догадывались: в 1942 году братьев дважды арестовывали. Но те стояли твердо: о месте нахождения имущества и материалов комбината им ничего не известно. Сам по себе не светящийся красный фосфор “не засветился” и перед врагом.

После освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков Андрей Данилович Добровольский явился к новому директору комбината и рассказал ему о спрятанном фосфоре. Для предприятия эта находка стала поистине даром божьим. Специалисты подсчитали, что сохраненные на острове фосфорные запасы обеспечат фабрике годовую программу по выпуску спичек. Их хватит на 200 тысяч ящиков, или 20 миллионов коробков. Так спичечная фабрика сразу смогла приступить к выпуску продукции, столь необходимой в трудное послевоенное время.

А вот пролился ли свет славы на “фосфорных” героев — с этим все не так однозначно. Поступок рабочих стал известен руководству нашей республики. И вскоре в Москву на имя секретаря ЦК ВКП(б) Георгия Маленкова было направлено письмо. А в нем — ходатайство о представлении участников операции по спасению красного фосфора к наградам. В частности, начальник пожарной охраны Юделевич представлялся к награждению орденом “Знак Почета”, остальные — к медалям “За боевые заслуги”. Но награждение, похоже, не состоялось. По крайней мере, согласно личной наградной картотеке, хранящейся в Национальном архиве нашей страны, указами Президиума Верховного Совета СССР вышеназванные лица не награждались.

Почему? Возможно, из-за того, что направленное в таком виде представление просто не могло служить основанием для награждения.

Во-первых, из него совершенно неясно, как доставлялся фосфор к озеру — на какое расстояние, каким транспортом? Во-вторых, не было прописано, как десятикилограммовые банки переправлялись на остров. Лодкой или вброд? И в-третьих, в представлении, кроме братьев Добровольских, не были названы имена и отчества других участников операции. Остается лишь удивляться, что столь небрежно составленный официальный документ был подписан лично председателем Совета Народных Комиссаров БССР Пантелеймоном Пономаренко...


НАША СПРАВКА


Красный, он же фиолетовый

Красный фосфор — модификация элементарного (белого) фосфора. Имеет оттенки от пурпурно-красного до фиолетового. Его ядовитость в тысячи раз меньше, чем у белого. Составом на основе красного фосфора покрыта терочная поверхность спичечных коробков. Также используется в производстве взрывчатых веществ, зажигательных составов, топлив, сельскохозяйственных удобрений.

КСТАТИ

Золотое начало

Своим появлением в чистом виде фосфор обязан случаю и алхимику XVII столетия Геннингу Бранду. Интерес к изобретенному им светящемуся веществу был столь велик, что бывший купец из Гамбурга сообразил: ему светят немалые барыши. За деньги он демонстрировал фосфор публике, а продавал малыми порциями исключительно за золото. Оценило новинку и духовенство. Из фосфора делались светящиеся надписи на стенах храмов и иконах, а также самовоспламеняющиеся свечи.

Автор публикации: Геннадий БАРКУН, историк
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter