Приговор обжалованию подлежит?

В связи с парламентскими слушаниями по правовым и политическим вопросам, связанных с отменой смертной казни в Беларуси, хочется поделиться своими мыслями по этой важнейшей теме в газете "Советская Белоруссия".
В связи с парламентскими слушаниями по правовым и политическим вопросам, связанных с отменой смертной казни в Беларуси, хочется поделиться своими мыслями по этой важнейшей теме в газете "Советская Белоруссия".

Договор, содержавший Устав Совета Европы, был подписан 5 мая 1949 года в Лондоне десятью странами: Бельгией, Францией, Люксембургом, Нидерландами, Великобританией, а затем Ирландией, Италией, Данией, Норвегией и Швецией. Таким образом, Совет Европы является самой старой наднациональной организацией Европейского континента. С момента создания Совета Европы, ставшего действительно общеевропейской организацией, в него вступили еще 34 страны, причем почти все находились по ту сторону "железного занавеса". С самого начала объединяющими ценностями для всех таких разнящихся между собой стран стали демократия, правовое государство, продвижение и соблюдение прав человека. Свидетельством этому является первая важнейшая конвенция, подготовленная с большим энтузиазмом всеми членами организации. Это - Европейская конвенция о защите прав человека, подписанная в Риме 4 ноября 1950 года и вступившая в силу 3 сентября 1953 года.

В ней провозглашается перечень прав и основных свобод (право на жизнь, запрещение пыток, рабства и принудительного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, на наказание исключительно на основании закона, право на уважение частной и семейной жизни, свобода мысли, совести и религии, свобода выражения мыслей, в том числе свобода прессы, свобода собраний и объединений, право на вступление в брак, право на эффективное средство правовой защиты, запрещение дискриминации), которые государства-члены обязывались признать за каждым лицом, подпадающим под их юрисдикцию. Для обеспечения взятых обязательств в Страсбурге был создан Европейский суд по правам человека, который превратил Совет Европы в настоящего хранителя прав человека, в необходимого посредника для обеспечения перехода от диктатуры к демократии, как это случилось в Испании и Португалии. Статус наблюдателя, приглашенного или действительного члена Совета Европы предполагает выполнение требований данной организации. Предписания конвенций не должны оставаться на бумаге, они призваны регулировать повседневную жизнь всех в действительно демократическом государстве.

Права человека начинаются вместе с правом на жизнь. Когда государство, независимо от того, является оно членом Совета Европы или нет, лишает кого бы то ни было этого права, пусть даже в соответствии с внутренним законодательством, мне как комиссару по правам человека Совета Европы представляется это совершенно неестественным. Совет Европы неоднократно подтверждал свое полное неприятие смертной казни и свою безраздельную приверженность ее отмене. Более того, начиная с 1994 года в качестве предварительного условия для вступления в организацию ассамблея потребовала, чтобы государство - кандидат на вступление взяло на себя обязательство ратифицировать Протокол N 6 в течение трех лет после вступления и ввести на этот срок мораторий на приведение приговора в исполнение. По моему мнению, существует явная несовместимость между демократическим государством и государством, убивающим людей.

Тем, кто поддерживает доводы в пользу смертной казни, кто считает, что дешевле физически уничтожить преступника, чем долго содержать его в заключении, кто выступает за отмщение потерпевших, дозволяя, например, семьям и друзьям присутствовать при приведении приговора в исполнение, я отвечаю, что, институционализируя смерть, мы делаем наше общество еще более жестоким. "Дикость порождает дикость", - говорил академик Сахаров. К этому можно добавить, что не степень наказания может успокоить общество, а гарантия того, что за каждым преступлением неминуемо следует возмездие. И действительно, ни одно серьезное научное исследование не установило прямой зависимости между наличием смертной казни и снижением преступности и не смогло доказать, что смертная казнь оказывает сдерживающее влияние на криминогенную среду. До сих пор существует опасность, что осужденным и даже казненным может оказаться невиновный. Кроме того, в самом принципе данного наказания не заложено никакой возможности получить прощение и вернуться в общество. Смертная казнь необратима по определению.

Сегодня я испытываю большое счастье от того, что 800 миллионов граждан 44 государств - членов Совета Европы живут в пространстве, где смертная казнь уже на практике не имеет права гражданства с 1997 года. Я был бы еще более счастлив, если бы это пространство охватило весь мир, в том числе и миллионы белорусов, которые тем самым пополнили бы ряды тех, кто считает, что смерть не является приемлемым решением проблем общества. Совет Европы всегда заявлял о своей готовности помогать тем, кто хочет принять эти нормы.

3 мая 2002 года в Вильнюсе 36 государств подписали документ, исключающий смертную казнь при любых обстоятельствах, в том числе и в военное время и при неминуемой угрозе войны. Это Протокол ј13 Конвенции о защите прав человека. Данный протокол не допускает ни отступлений, ни оговорок. Его принятие - это громкое провозглашение того, что смертная казнь не может быть приемлемой ни в какой ситуации. Однако мечта Европы о континенте, не знающем смертных приговоров, и о европейском пространстве без смертной казни будет лишь прекрасной утопией до тех пор, пока Беларусь будет оставаться исключением, опровергая тем самым голосование своего делегата за резолюцию в поддержку отмены смертной казни, представленную Италией на 53-й сессии Комитета по правам человека ООН.

И наконец, чего же нам не хватает для достижения полного единодушия в вопросе отмены смертной казни, для того чтобы о нашем континенте можно было говорить как об абсолютно уникальной в этом плане территории? Нам не хватает Беларуси. Отмена смертной казни будет свидетельствовать о ее искреннем стремлении приобщиться к ценностям, являющимся неотъемлемыми для любого свободного демократического общества, достойного этого названия, а в исторической перспективе Европа окажется первым континентом на Земле, окончательно освободившимся от применения этой высшей меры наказания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter