Приговор без права вынесения

Трое молодых людей скучали в перерывах между допросами и очными ставками в одном из следственных изоляторов.
Трое молодых людей скучали в перерывах между допросами и очными ставками в одном из следственных изоляторов. Один из них как-то исхитрился добыть наркотик (сейчас в белорусских тюрьмах сделать это крайне трудно, но заключенным иногда удается) и "ширануться" каким-то грязным самодельным шприцем. Сокамерники, ранее зелья не пробовавшие, позавидовали и попросили "поделиться наркотой". "Я, братаны, давно на игле торчу. Смотрите! Мало ли какую заразу вместе с кайфом поймаете!" - честно предупредил наркоман. Но "братва", судя

по всему, попалась отчаянная - из любителей поиграть с судьбой в "русскую рулетку". Одному из "причастившихся", можно сказать, тогда повезло - трагических последствий рискованного использования общего шприца он чудом избежал. А вот другой, когда услышал от тюремных медиков диагноз ВИЧ, закричал в отчаянии:

"Не может быть! Я же только один раз!"

Немало подобных страшных историй может рассказать минский врач Лариса Савищева - руководитель реализуемого сейчас совместного проекта Комитета исполнения наказаний при МВД и программы развития ООН "Профилактика ВИЧ-инфекции в пенитенциарных учреждениях Республики Беларусь". В местах не столь отдаленных содержится сейчас 25 процентов от общего числа зарегистрированных в нашей стране ВИЧ-инфицированных. По официальным данным, смертельным вирусом заражен 1.141 обитатель СИЗО и колоний. 57 таких заключенных больны к тому же и туберкулезом (есть такой жуткий диагноз: ВИЧ-ассоциированный туберкулез). При этом 80 процентов "вичей" и "тубиков" (так цинично нарекли их живые носители современного блатного жаргона) - это молодые люди от 19 до 29 лет. Медики прогнозируют, что уже в следующем году 10 - 15 процентов ВИЧ-инфицированных подследственных и осужденных перейдут в стадию так называемого преСПИДа, то есть окажутся на самом пороге жизни и смерти и шанса на выживание у них практически не останется. Зато еще остается такой шанс у тех, кто пока не поделил с больным сокамерником грязную иглу...

Понимая это, участники совместного проекта - сотрудники КИН и белорусского представительства ООН, не побоялись прослыть в некотором смысле радикалами: на выделенные белорусской стороне для реализации программы 35 тысяч долларов были, в частности, приобретены для распространения на "зонах" 10 тысяч одноразовых шприцев, 15 тысяч презервативов и большое количество антисептиков. Зачем, спросите?

Как показали результаты проведенного в позапрошлом году анонимного анкетирования тысячи осужденных и подследственных, 37,7 процента опрошенных допускают секс с представителями своего пола. 16 процентов респондентов подтвердили, что вступают в гомосексуальные контакты. Презервативы применялись лишь в 18,7 процента случаев. Кроме того, 17,3 процента опрошенных признались, что прибегали к имплантации в половые органы инородных тел. При этом 70,4 процента сексуально озабоченных "экспериментаторов" даже не помышляли о дезинфекции инструментов. Кроме того, 15,3 процента осужденных пользуются для бритья общими лезвиями. Причины тому разные: 9,5 процента опрошенных экономят свои бритвенные станки, у 26,5 процента своих станков попросту нет. 24,6 процента респондентов утверждают, что лезвий нет в магазинах колоний, а 24,3 процента рады бы приобрести какой-нибудь "Gillette", да вот денег нет... Шокирует и ситуация с тюремными татуировками. Хотя их наносили себе на тела лишь 28,8 процента опрошенных, дезинфекция игл проводилась только в 57 процентах случаев (в основном примитивным кипячением, прожаркой на огне). К дезсредствам прибегали лишь 13,5 процента татуировщиков.

Таким образом, почва для распространения ВИЧ-инфекции за решеткой - самая благодатная. Как изменить ситуацию? Ведь только люди недальновидные могут сегодня махать на тюремных "спидоносцев" рукой - мол, заслужили себе кару. Остальным же должно быть понятно: если пустить проблему на самотек, то с каждым годом на свободу будет выходить все больше смертельно больных и обозленных на свою судьбу и общество уголовников. И риск того, что вместо ножей и пистолетов они будут применять, образно говоря, свою зараженную кровь, весьма велик... Немаловажен здесь и аспект гуманного отношения к больным заключенным - ведь это наши сограждане, во многих случаях отнюдь не безнадежные члены общества...

Реализация совместной антиспидовской программы проходит на базе минской ИК-1, где сейчас отбывают наказание 15 ВИЧ-инфицированных. Кроме того, на территории этой колонии усиленного режима расположена республиканская больница для осужденных - в специальных палатах здесь содержатся больные, этапированные из других пенитенциарных учреждений.

По словам Ларисы Савищевой, пока рано бодро рапортовать о каких-либо выдающихся результатах программы профилактики ВИЧ - ведь фактически работа среди осужденных и сотрудников ИК-1 ведется только с апреля. Но уже сейчас можно констатировать, что за подобными проектами большое будущее. Очень важно, что во время лекций специалистов, бесед с психологами у осужденных вырабатываются стереотипы безопасного поведения.

"Многие осужденные начинают серьезно задумываться о своем здоровье, даже просят повторно обследовать их на ВИЧ, - рассказывает Лариса Савищева. - Дело в том, что анализы у них берутся при поступлении в СИЗО. Но у врачей-иммунологов есть понятие так называемого 6-месячного "окна". Проще говоря, у зараженного ВИЧ в течение примерно полугода анализ крови может быть вполне нормальным, пока не выработаются особые тела вируса. А вот повторный анализ через полгода в условиях заключения сделать невозможно - не хватает тест-систем и средств на их закупку (стоимость одной тест-системы - 45 долларов). Мы также столкнулись с тем, что в местах лишения свободы нередко нарушается основной принцип ВОЗ - разглашается врачебная тайна. О болезни осужденных достаточно быстро узнают все окружающие, и это приводит к множеству осложнений - вплоть до издевательств, требований остальных заключенных срочно изолировать от них ВИЧ-инфицированных. Между тем, по международным нормам, раскрытие больным своего статуса - дело его доброй воли. И нынешняя ситуация говорит о правовой безграмотности многих медиков, сотрудников пенитенциарной системы. С другой стороны, большинство ВИЧ-инфицированных заключенных также безграмотно - они попросту не знают своих прав и обязанностей. Поэтому мы планируем не только разъяснять все правовые нюансы на лекциях, но и выпустить специальные брошюры, содержащие информацию о правах и обязанностях ВИЧ-инфицированных, рекомендации медикам по лечению и наблюдению жертв "чумы ХХ века" как в тюрьмах, так и на свободе".

Ларисе Савищевой и ее коллегам-психологам помогают в работе более десятка волонтеров из числа осужденных. Для этих добровольцев, распространяющих всевозможные анкеты, дезсредства, презервативы, участие в программе - своеобразная отдушина, шанс хотя бы на время вырваться из монотонного течения невеселой жизни зэка. Волонтеры участвуют в беседах со специалистами, принимают участие в психологических тренингах, даже работают в тюремном офисе на компьютерах.

"Представьте себе, что многие молодые волонтеры впервые общаются с посторонними людьми с воли по душам. Для них многое, сказанное нами, становится открытием. И работать с ними нужно очень осторожно. Это особая психология. При внешней браваде они очень ранимы. И это надо учитывать. Поэтому мы очень благодарны руководству Комитета исполнения наказаний, которое развеивает мифы о чрезмерной закрытости и жестокости пенитенциарной системы. Мы и сотрудники КИН делаем одно дело ради предотвращения массовой эпидемии ВИЧ и СПИДа в СИЗО и колониях. А значит, и на свободе", - говорит Лариса Савищева. Главный специалист медицинской службы КИН Алексей Кралько к этому добавляет: "Мы бы хотели, чтобы программа профилактики ВИЧ не ограничилась работой лишь в минской ИК-1. Очень важно опыт этого проекта перенести и в другие места лишения свободы. В ноябре мы планируем провести в Минске международную научно-практическую конференцию по проблемам пенитенциарной медицины. Думается, наши наработки будут интересны не только белорусским медикам, но и коллегам из стран СНГ. Ведь наше успешное сотрудничество с ООН в области борьбы с ВИЧ - единственный пока подобный пример на всем постсоветском пространстве".

...Итак, пенитенциарное ведомство страны чистосердечно признало: "чума ХХ века" представляет собой реальную угрозу для обитателей тюрем и колоний. Сотрудники КИН вместе с представительством ООН в Беларуси бросают этому врагу вызов, потому что понимают: "зоны" могут стать пылающими очагами смертельного вируса. Ведь, образно говоря, в местах не столь отдаленных появился новый "пахан" - не признающий никаких "понятий" беспредельщик, имя которому СПИД. И если при наличии обычных "авторитетов" и "смотрящих" еще можно контролировать ситуацию в преступном мире, то компромиссы с "паханом"-вирусом невозможны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter