Пригородная арифметика

Как бы вы отнеслись к такой ситуации: каждые выходные происходит 35–процентный скачок цен. А в будни они опять снижаются...
Как бы вы отнеслись к такой ситуации: каждые выходные происходит 35–процентный скачок цен. А в будни они опять снижаются... Об этом рассказала в письме наша читательница Клавдия Федоровна Неверко из Могилева. Речь идет о стоимости проезда в пригородном транспорте... «С 2000 года в Могилевской области в выходные и праздничные дни отменены обычные рейсы автобусов пригородного значения. Вместо них введены так называемые дополнительные, где плата за проезд гораздо выше, — пишет она в своем письме в редакцию. — Я так понимаю, если рейсы «дополнительные», то они должны ходить дополнительно к тем, которые курсируют по обычному тарифу. Так нет же. В выходные дни почему–то на проезд во всех пригородных автобусах повышенный тариф. Мне пришлось ехать с 8–летней внучкой. Так в пятницу ее льготный билет стоил 750 рублей, а в субботу тот же льготный — 1.080. Разве это правильно? Я понимаю так: если нерентабельно, то, пожалуйста, вводите дополнительные рейсы (с повышенным тарифом), но хотя бы один–два (утром и вечером) автобуса в выходные дни должны ходить по обычным ценам».

С этой проблемой Клавдия Федоровна обращалась уже в Могилевский облисполком, искала правду на приеме у депутата Парламента Сергея Шлопака и т.д. Но решение проблемы пока повисло в воздухе...

Как удалось узнать, местная власть готова встать на сторону пассажиров. Однако возникает вопрос: как в таком случае выжить автопаркам, которые даже при существующих сегодня тарифах несут огромные убытки?

— Все 100 процентов пригородных перевозок являются убыточными, — сказал начальник отдела транспорта и коммуникаций Могилевского облисполкома Владимир Барботкин. — И у райисполкомов, которые являются заказчиками этих перевозок, просто не хватает средств, чтобы компенсировать транспортникам расходы. Из сложившейся ситуации есть несколько выходов. Либо сокращение количества рейсов, но нам бы не хотелось идти на такой шаг, потому что это усложнит жизнь сельских жителей. Кроме того, есть еще социальные стандарты, по которым в радиусе 3 км автобусы должны ходить хотя бы 2 раза в неделю. Либо повышение тарифов.

Именно для того чтобы поддержать транспортные организации, Министерство транспорта и коммуникаций в 2000 году издало постановление, которым разрешило вводить дополнительные рейсы. Правда, с одной оговоркой — не более 50 процентов от общего количества. Райисполкомы совместно с автопарками так и сделали. Правда, с учетом того, что на выходные дни приходится около 30 процентов всех пригородных перевозок, а значит, в эти дни можно больше заработать.

Собственно, так гражданам и объяснили. В письме за подписью председателя комитета экономики Могилевского облисполкома Николая Дудинского читаем: «Для обеспечения социальной защиты определенного контингента сельского населения, в том числе неработающих пенсионеров, которым необходимо именно в будние дни решать социальные вопросы (медицинского, юридического, образовательного и т.д. характера), райисполкомы формируют оптимальную маршрутную сеть исходя из финансовых возможностей». То есть, сохраняя низкие тарифы по будним дням, в выходные и праздничные устанавливают дополнительные рейсы, стоимость проезда в которых в среднем увеличивается на 35 процентов. Вот тут–то и появились недовольные.

— После серии обращений граждан мы поручили райисполкомам, которые являются заказчиками перевозок, перераспределить часть дополнительных рейсов, — сказал Владимир Барботкин. — И в 60 процентах районов их в выходные дни отменили. Однако наиболее убыточные предприятия пока на такой шаг не решаются. В том числе автобусный парк N 1 Могилева, который обслуживает около 60 пригородных маршрутов.

В ответ на поручение отменить дополнительные рейсы в выходные дни автопарк прислал в облисполком расчет убытков, которые в таком случае он понесет. Судите сами. В прошлом году выручка от перевозки пассажиров на пригородных маршрутах по тарифу дополнительных рейсов (93,2 руб. за 1 км) составила 798.640.000 рублей. А по тарифу обычных рейсов (69 руб. за 1 км) она была бы всего 591.585.000 рублей. Потеря очевидна. А ведь даже при существующих расценках на проезд предприятие все равно не покрывает своих расходов. Невозмещенные убытки автопарка от пригородных перевозок в минувшем году составили 405.841.000 рублей.

Вот такая арифметика (прошу прощения у читателя за нагромождение цифр). У пассажиров — своя (а ведь с нового года проезд в автобусах подорожал), у автопарков — своя. Между тем никто ведь не говорит о необходимости отмены всех дополнительных рейсов. Речь всего лишь о том, чтобы люди имели возможность выбора. Так что, очевидно, нужно более внимательно подходить к формированию маршрутной сети и искать новые способы поддержки транспортных предприятий, не в ущерб пассажирам.

Из письма Могилевского райисполкома:

«В настоящее время вследствие недостаточности денежных средств автопарк N 1 вынужден брать кредиты для расчета за дизельное топливо. При выполнении требований облисполкома об установлении тарифа на проезд в размере 80 рублей за км вместо 108 рублей (новые тарифы на проезд на обычных и дополнительных рейсах. — Н.Д.) предприятие получит около 240 миллионов рублей дополнительных убытков. Для выхода из сложившейся ситуации автопарк вынужден сократить количество рейсов на пригородном сообщении на наиболее убыточных маршрутах, что отразится на выполнении государственных минимальных стандартов в области перевозок пассажиров и вызовет нарекания со стороны жителей наиболее отдаленных деревень».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter