О событиях в Украине

Приглашение за стол

Вчера в Киеве инициировано первое заседание всеукраинского «круглого стола» национального единства. Это событие, которое рано или поздно должно было произойти. После трагедии в Одессе уже невозможно замалчивать проблемы гражданского мира, которые витают в воздухе, наполненном угаром насилия. А постфактум референдумов в Донецке и Луганске трудно игнорировать вопросы общего сосуществования целых регионов в единой стране. Так что дискуссия о национальной идентичности действительно назрела. Но в то же время при всей позитивности этого процесса радоваться рано. Хотя бы потому, что происходит она скорее под давлением внешних сил, впрочем, как и все, что мы наблюдаем в последнее время в Украине.


Заявление нынешних киевских властей об инициировании всеукраинского «круглого стола» было сделано вскоре после встречи премьер–министра Яценюка с министром иностранных дел Германии Штайнмайером и накануне отъезда практически всего состава украинского кабмина в Брюссель на совместное заседание с делегацией Еврокомиссии. Чтобы всем все стало окончательно ясно, свое веское слово сказала не кто иной, как сама Ангела Меркель. Берлин долго удерживался от прямых комментариев по украинскому кризису, но вчера политический тяжеловес Евросоюза расставил точки над «i» — канцлер Германии готова допустить участие сепаратистов в «круглом столе» по урегулированию украинского кризиса под эгидой ОБСЕ. Правда, при одном условии: демонстрации их готовности отказаться от насилия, что само собой разумеется. Меркель приветствовала расширение участников обсуждения, отметив, что, «чем репрезентативнее, тем лучше». Слово «репрезентативность» в данном случае употреблено явно не в социологическом, а во вполне ясном политическом смысле. И это абсолютно устраивает Москву, настаивающую на равном статусе представителей Донецкой и Луганской народных республик и официального Киева на переговорах.


Именно поэтому Киев выразил недовольство «дорожной картой» ОБСЕ и инициировал проведение собственного Первого всеукраинского «круглого стола» национального единства. То есть как бы показал, что проведет форум на своих условиях. Впрочем, все это не более чем лингвистические уловки, неспособные скрыть главного. Как бы ни начинал Киев «круглый стол», ясно, что приглашения на него составили в Евросоюзе. И это можно назвать итогом первого раунда геополитической игры.


В нем не оказалось победителей. Ни у Запада, ни у России не случилось достаточно сил, чтобы контролировать всю Украину. Зафиксировав свои позиции на востоке и западе страны, они намертво остановились перед перспективой лобового столкновения. И, как правильно заметила доктор политических наук Надежда Арбатова, еще ранее решение президента Януковича отложить вопрос об ассоциации с ЕС и решение Армении о присоединении к Таможенному союзу, несомненно, свидетельствовали о неудаче архитекторов политики «Восточного партнерства» — Польши и Швеции. Но эти события не стали и победой России с учетом всех последующих событий в Украине. Они наглядно показали, что ни Россия, ни ЕС не могут в одиночку стабилизировать и тем более модернизировать это пространство.


Для того чтобы оно не скатилось в экономический хаос, нужно сотрудничать и помогать. А для того чтобы Украина не превратилась в вечный источник напряженности для Европы, нужно прекратить соперничество за нее.


Политолог Массачусетского университета Барри Розен откровенно написал: «Вопрос об альянсе Украины с внешними силами следует исключить из украинской политики». Иными словами — Украина должна оставаться внеблоковым, нейтральным государством.


Это — в идеале. Но, как мы знаем, в политике идеалы не живут. Там все завоевывается потом и кровью.


Буквально накануне всеукраинского «круглого стола» случилась трагедия: в засаде под Краматорском убиты 8 украинских военнослужащих. Зачем устраивать засаду и почему надо было направлять военных в город, если стороны собирались сесть за стол переговоров? Бессмысленные жертвы? Увы, похоже, там руководствуются убийственной логикой: кто первым отступит — тот покажет свою слабость. А это значит, что пока стороны видят диалог на основе уступок, а не на основе консенсуса.


Между тем вывод напрашивается сам собой: если Украина хочет остаться единым государством, а Евросоюз и Россия заинтересованы в стабильности континента, то нужна новая сильная концепция сотрудничества. Исключающая растаскивание государств по блокам, а, наоборот, включающая общее пространство.


То, каким должно быть это пространство, уже сформулировано давно, в том числе и в белорусской внешнеполитической стратегии. Общеевропейский общий дом должен строиться на основе партнерства, которое провозгласило бы четыре общих пространства в сфере экономики, безопасности, науки и культуры. Все просто. Но для того чтобы воплотить эти простые и ясные принципы в жизнь, нужно сесть за общий стол и договориться. И не только в Украине, но и во всей Европе. Жаль, что в ней еще не проявились политики, способные соответствовать этой большой идее.


Советская Белоруссия №89 (24472). Четверг, 15 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter