Корреспонденты "СБ" побывали в самом старом монастыре Минска

Приглашение в XVIII век

Ровно 8 лет назад корреспондент «СБ» впервые ступил в обитель бернардинцев — старейшую в центре Минска. Стены, стоящие как минимум с XVIII века, последние полтора столетия занимала воинская часть. Гражданских сюда не пускали. Весной 2007–го солдаты только оставили здание. Внутри царила разруха. Не верилось, что в апреле 2014 года здесь примут первых туристов. Но вот уже год сюда может заглянуть и житель, и гость города. Научный руководитель исторического центра Минска Сергей Багласов пригласил посмотреть на то, как реставраторы справились со своей работой.


Двор между бывшими обителью и костелом Святого Иосифа.

Я помню эти коридоры: белые, с разбитыми полами, с привинченными к стенам батареями. Казарма. Впрочем, именно монастыри в XIX веке лучше всего подходили для нужд армии. Дисциплина, образ жизни и у слуг Господа, и у защитников Отечества чем–то схожи.

И все–таки общая культура в древней обители, конечно, была выше. Когда–то именно в монастырях собирали библиотеки, изучали науки. Так было и в Минске у бернардинцев. С XVIII века один из покоев монастыря занимало богатое собрание книг. В 1817 году его «наново укомплектовали». Но в 1835–м случился пожар...


Коридор в стиле барокко.

Тогда многое пострадало. Вероятно, и фрески, которыми были расписаны стены. К сожалению, от них мало что сохранилось. Лишь фрагменты узоров, которые реставраторы отслоили от штукатурки, поместили в рамки и под стекло — как картины.

Опоясывают здание длинные коридоры с высокими сводчатыми потолками. В стенах много различных ниш. Сергей Багласов тут же объясняет:

— Это следы от печей. От них идут дымоходы. Конечно, восстанавливать систему теплоснабжения, существовавшую в прошлом, надобности не было. Но в интерьерах сохранено все, что осталось от декора минувших столетий.


Сергей Багласов открывает тайны подземелья.

Даже валуны, выглядывающие из–под стен, оставили на своем месте, не срезали, чтобы сгладить кривые углы. Тут не место евроремонту. Здесь настоящая европейская архитектура эпохи барокко.

Пол выложен плиткой. Современной. Сделана в Борисове. Но это не совсем новодел, а копия той, первоначальной, которую нашли во время восстановительных работ. Люстры выполнены по аналогам, взятым в монастырях Польши и в Пинске.

«В комнатах полы деревянные, окна застекленные», — гласит описание здания 1817 года. С тех пор как будто ничего не изменилось. Окна — не стеклопакеты, а деревянные, закрываются на крючки. 


Камни в полу помнят шаги монахов.

За толстыми стенами монастыря забываешь, что находишься в самом центре мегаполиса.

Чтобы совсем уж провалиться в прошлое, нужно спуститься в подземелья. Там, под сводами из неоштукатуренного кирпича, вспоминаешь, что когда–то за такими экзотичными интерьерами и ощущениями нужно было ездить в близлежащие страны — Польшу, Литву. А здесь — та же красота. Только своя.

Я спросил, можно ли заглянуть сюда любому путнику, туристу. Мне ответили, что гостям только рады. И экскурсию проведут.


Фрагмент фрески.

Зайдя в монастырь со стороны улицы Кирилла и Мефодия, бывшей Великой Бернардинской, мы с Сергеем Багласовым прошли его вдоль и поперек и вышли на улицу Герцена, когда–то Малую Бернардинскую. Уже не из монастыря, а из дома, фасад которого выложен желтым кирпичом. Так строили всего сто лет назад. В здании жили тогда пожарные.

Жилой дом соединен с монастырем. Ради удобства туристов. А главное — они сохранены. И еще многие жители Минска и гости смогут ощутить здесь подлинную атмосферу старого города.

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 71 (24701). Среда, 15 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter