Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Полонез танцевали, чтобы похвастаться и показать дом». Реконструктор Ольга Политыко – о белорусских балах: старинных и современных

Приглашаю вас на полонез

Какая барышня не мечтает хотя бы раз в жизни побывать на настоящем балу. Чтобы пройтись по паркету в полонезе, подать тайный знак веером кавалеру и словно ненароком похвастаться перед подружками своей бальной книжкой, где каждый танец уже кем-то ангажирован. Впрочем, это не так уж и нереально: ежегодно в нашей стране проходит около десяти крупных балов. Минчанка Ольга Политыко, которая ведет студию реконструкции Carnet de bal при Дворце детей и молодежи «Орион», рассказала обо всех тонкостях.

В авторских нарядах Ольга Политыко выглядит так, словно перенеслась на машине времени из XIX века

 За танцами – в Гродно

На репетицию исторических танцев Ольгу Политыко, выпускницу Белорусской государственной академии искусств, впервые привела коллега: «Пойдем со мной! Я знаю: тебе понравится». И оказалась права: Ольга с лету освоила полонез и мазурку и спустя несколько недель уже шила наряд для первого в ее жизни бала. С тех пор на ее счету – множество выходов в свет и 15 реконструированных праздничных нарядов. А в голове – огромный объем сведений, которых хватило бы на целую диссертацию.

Были ли в нашей стране балы? Конечно, уверяет Ольга:

– Правда, небольшие, камерные: если в Вене или Лондоне количество приглашенных исчислялось тысячами, то в Беларуси могло быть и 50 гостей, и 40. Бальной столицей считался Гродно. Там любители потанцевать собирались чуть ли не каждые выходные, а в местной газете до середины XX века встречались объявления вроде «В ресторане N. состоится благотворительный бал. Дам, которые не могут найти подходящий наряд, просим обращаться за помощью к госпоже M.».

Традиция не исчезла даже после революции, замечает реконструктор:

– Лично видела газетное фото 1920-х годов с подписью «Минский бал пожарных». А также карточку из 1950-х, где фотограф запечатлел участниц бала на крыльце Дворца культуры профсоюзов. Правда, там не было ни кринолинов, ни сложносочиненных причесок. Вместо них – косы и простые ситцевые платьица.

Но этот бал в центре Минска был, скорее, исключением, ведь в СССР идея избранности и элитарности, мягко скажем, не приветствовалась:

– А бал – это все же событие не для всех: на него просто так с улицы не придешь.

Знание светского этикета ценилось не меньше, чем умение танцевать

Если платье – то с мехом, если пояс – то слуцкий

Как готовились к выходу в свет? Первое и главное – сшить правильный наряд. В XIX веке (Ольга специализируется на стиле ампир, поэтому преимущественно о нем и рассказывает. – Прим. «ЗН») дресс-код во всех странах был схожим:

– В те времена мода была обращена на восток, отсюда – шелка, шали, пояса с орнаментом, загнутые кверху туфли. Ампир был революционным в том плане, что платья наконец перестали скрывать фигуру, которую до этого прятали за пышными кринолинами. Кстати, некоторые барышни специально смачивали наряды водой, чтобы подчеркнуть изгибы.

Наши предки любили разбавить наряд национальными нотками. Например, кавалеры могли вместо пояса в восточной стилистике повязать родной, слуцкий, – на фрак или под него. А дамы любили нашить мех на капор или муфту или даже оторочить им платье, проводит Ольга экскурс в историю:

– Зная, что появляться на балу в одном и том же наряде – моветон, наши барышни шли на хитрости. Например, могли дополнить старое платье новой лентой, обшить его кружевом. А некоторые вместе с портнихами придумывали сложные конструкции со съемными юбками: пристегнул другой низ – и наряд кажется новым.

У Ольги портнихи нет. Бальные наряды шьет сама: не зря все студенчество «провисела» над сестрой – техником-конструктором швейного производства.

– Все бальные платья я шью сама
 – И хотя в реконструкции больше ценится платье, сделанное вручную, время от времени прибегаю к помощи машинки – иначе бы на один наряд уходило непозволительно много времени. Ткани люблю шерстяные, причем отечественные: они самые качественные. Такого же мнения и реконструкторы из других стран, которые, приехав к нам на бал или исторический фестиваль, обязательно выкраивают время, чтобы забежать в магазин.

Полонез танцевали, чтобы похвастаться

Главным танцем на балу испокон веков был полонез:

– Родившись в наших краях, он быстро стал популярен во всей Европе: даже знаменитый Венский бал всегда начинается именно с него. Полонез считался танцем-«хвастовством». Во время него хозяева, которые обычно шли в первых двух парах (хозяин – с самой знатной гостьей, хозяйка – с кавалером) показывали дом: «Вот тут у нас каминный зал, вот тут – голубая комната. А здесь – кабинет, но сюда нельзя». Могли даже выйти в сад: в таком случае в зале, где располагался оркестр, распахивались настежь окна, а музыканты со скрипками, флейтами и другими «мобильными» инструментами двигались вместе с процессией. Все это занимало немало времени: полонез могли танцевать и полчаса, и час.

Также на балах были популярны мазурки, котильоны. Чтобы не запутаться, кто, когда и с кем танцует, барышни носили с собой бальные книжечки, куда вписывали имена кавалеров. У самых рачительных книжки были многоразовыми: имена выводили грифелем, а затем стирали…

О бальных традициях и этикете Ольга рассказывает воспитанникам студии реконструкции бала Саrnet de bal, который уже три года работает во Дворце детей и молодежи «Орион» в Минске. Сейчас под ее руководством занимаются около 30 человек от 4 лет и до 14, причем трое из них – парни:

– Помню, один с порога заявил: «Хочу стать рыцарем!» Предложила ему для начала стать джентльменом – он согласился и остался.


На занятиях ребята узнают традиции балов, учатся танцевать полонез и мазурку, ставят художественные номера в духе XIX века. 26 декабря они продемонстрируют свои знания и таланты на балу в «Орионе».

– Приходите и вы, – приглашает читателей Ольга. – Поучаствовать в балу всегда почетно и волнительно. Пусть и в качестве зрителя.

ТРИ ФАКТА О БАЛАХ

♦ Отсутствие перчаток – веский повод, чтобы не пустить гостя на бал. И его даму тоже.

♦ Кавалер не мог пригласить одну и ту же даму больше трех раз за вечер и больше двух танцев подряд.

♦ Веер был нужен был не только для того, чтобы обмахиваться: им подавали знаки. Поднесенный к уху сложенный веер – это выражение согласия, например, на предложение прогуляться по саду. А кончик сложенного веера, направленный на собеседника, «переводится» как «Отстань!»

krupenk@sb.by

Фото Владимира ШЛАПАКА, из личного архива Ольги Политыко.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter