«Приемное дитя» родным не станет?

Смогут ли малые предприятия доказать обществу, что они важны для экономики?

Смогут ли малые предприятия доказать обществу, что они так же важны для экономики, как и крупные «собратья»?

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей максимально содействуют научно-техническому и экономическому прогрессу. И многие государства заинтересованы в поощрении их деятельности, особенно если речь идет о создании новых, разнообразных по специализации и направлениям предприятий. Из всех организационно-правовых структур предпринимательской деятельности наиболее широкое распространение в мире получили мелкие и средние предприятия (МСП), которые успешно конкурируют с крупным бизнесом. Представляя собой форму кооперации усилий небольшой мобильной группы работников, они устойчиво занимают собственную нишу в разных экономических системах. Конкурентное преимущество малого предпринимательства – в его высокой производственной, кадровой и финансовой гибкости. В отличие от более крупных хозяйствующих субъектов небольшие предприятия могут стремительно менять свою производственную политику в ответ на изменения конъюнктуры потребительского рынка, оперативно переориентировать производство, быстро решать все ресурсные вопросы (с кадрами, сырьем, оборудованием, финансами и т.д.).

Беларусь является, пожалуй, единственной страной на постсоветском пространстве, чей путь в рыночную экономику в каком-то смысле уникален. Объективный фактор, который до сих пор (уже два десятка лет) определяет «лицо» национальной экономики, – унаследованная от Советского Союза производственная инфраструктура: огромное для десятимиллионной страны количество крупных промышленных предприятий. Поэтому здесь и не сработали типичные для постсоветских стран алгоритмы реконструирования экономики, связанные с массовым высвобождением работников промышленности при одновременном их вовлечении во вновь создаваемые малые производства и сферу обслуживания. Если бы в Беларуси в течение короткого времени остановились все крупные заводы и фабрики, как это произошло в Польше, Болгарии, странах Балтии, то без работы оказалось бы практически все население крупных городов. Блокировку краха находящейся в кризисе системы хозяйствования выполнил так называемый «предохранитель» самосохранения социальной системы: стратегия руководства республики, направленная на сохранение крупных трудовых коллективов с обеспечением необходимых социальных гарантий для работников.

В то же время основополагающим принципом государственной политики в регулировании деятельности частных предприятий был выбран достаточно жесткий контроль с тяготением к указанию направлений их деятельности. Малое предприятие до сих пор не стало в Беларуси значимым и уважаемым хозяйствующим субъектом, полноценным и полноправным участником экономических процессов. Деятельность промышленных гигантов, если она недостаточно эффективна, может стать объектом критики, но все равно поддерживается государством. Финансовые вливания в проблемные предприятия, часть которых представляют национальные бренды, оказывают морально-психологическую поддержку трудовым коллективам. Тем самым в массовом сознании производственников культивируются идеи стабильности и защищенности.

На этом фоне малые предприятия выглядят скорее «разменной монетой». Ни в общественном сознании, ни в сознании государственных чиновников пока не сформировалось четкое понимание, что 20 малых предприятий (по 50 работников) не менее важны, а, быть может, более значимы для развития отечественной экономики, социальной инфраструктуры, стабилизации рынка труда, чем фабрика, на которой трудится тысяча человек. И если эта фабрика, например, работает неэффективно, то даже частичного сокращения персонала стараются всячески избежать. А мысль о ее закрытии вовсе не допускается. Что же касается проблем ряда малых предприятий, которые в своей совокупности обеспечивают не меньшее количество рабочих мест, то эти проблемы не рассматриваются в статусе «государственных».

На особом контроле республиканских органов управления находится положение дел на градообразующих предприятиях, на которых работают не менее 25 % от численности занятых в масштабах данного населенного пункта. Таких в Беларуси 41 предприятие, и расположены они в 40 малых городах и поселках республики. Показатели работы этих предприятий отслеживаются в режиме пристального мониторинга. Понятно, что от их работы зависят судьбы людей, их благополучие и социальное настроение во многих белорусских городах. Возникает вопрос: хотят ли местные жители, чтобы и через десятки лет уровень и качество их жизни в столь определяющей степени зависели от одного, пусть даже и весьма крупного предприятия города?! Возможны ли здесь разумные альтернативы? На наш взгляд, да. Один из генеральных векторов развития и преобразования «высокозависимых» от предприятий городов и поселков состоит в стимулировании создания именно малых предприятий, которые способны существенно снизить остроту данной проблемы.

Расцвет деятельности этого сектора в Беларуси пришелся на 1991—1993 годы. Люди буквально ринулись на негосударственные предприятия, где была пусть не всегда стабильно выплачиваемая, но зато высокая зарплата. За этот период численность занятых на предприятиях смешанной и иностранной форм собственности увеличилась почти в 3 раза (с 46,3 тыс. до 120,9 тыс. человек), а в сфере индивидуального предпринимательства – в 3,6 раза (с 62,6 тыс. до 225,6 тыс. человек). Очередной скачок количества МП (на 32,7 %!) произошел в 2008 году (по сравнению с 2007 г.) по причине запрета на использование предпринимателями-«индивидуалами» с 1 января 2008 года труда наемных работников, за исключением членов семьи и близких родственников. В связи с этим многие ипэшники вынуждены были переоформить документы и становились руководителями малых предприятий.

Проводимые в 1990-е годы исследования малого бизнеса хотя и носили «разведывательный» характер, позволили выявить определенные закономерности становления предпринимательства в республике. Общество получило некоторое представление о личности «зарождающегося» предпринимателя, а также специфике работы МП (визитной карточкой которого стал небольшой штат инновационно и прагматически мыслящих работников). За последние 20 лет образ отечественного малого предприятия неоднократно трансформировался, сохраняя тем не менее свои основные черты и стержневые функции.

Нововведения, инициатором которых всегда выступает само руководство МП, постоянно меняет его организационную структуру, что в рамках небольшого предприятия обеспечивает скорейший эффект. Отметим, что в силу специфики работы (часто ненормированный трудовой день, распространенность неформальных трудовых отношений) многие работники малых фирм используют дополнительные возможности для реализации своих экономических и профессиональных интересов, что нехарактерно для крупных предприятий. Вместе с тем это не мешает фирмам при необходимости задействовать нового работника, максимально используя его трудовой потенциал. Главным стимулом высокой производительности труда выступает высокая зарплата, а также при условии наличия либо установления родственных и дружеских связей шансы карьерного роста. В этой связи многие работники МП в ходе социологических опросов отмечают, что именно здесь они находят возможности для раскрытия и реализации своих профессиональных и личностных качеств.

Ирина АНДРОС, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела экономической социологии и социальной демографии ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter