С гололедицей у нас привыкли бороться весьма разрушительным способом

Прием против лома

С гололедицей у нас привыкли бороться весьма разрушительным способом...
Уже на этой неделе обещают первую гололедицу, с которой у нас привыкли бороться весьма разрушительным способом: дороги и тротуары посыпают соляно-песчаной смесью, которая разъедает все, что можно. Кузова машин, канализационные люки, металлические элементы мостов, автомобильные знаки, бетонные ограждения, асфальт, обувь... Соляные брызги оседают на деревьях и газонах, от чего страдают зеленые зоны вдоль дорог.

Споры о том, как должно выглядеть средство борьбы со льдом, продолжаются уже много лет. Предлагались различные варианты: начиная от использования гранитной крошки вместо соли и песка и заканчивая специальными коррозийными ингибиторами. Однако все варианты так и остались на бумаге. Основной аргумент - экономическая нецелесообразность.

Оглянемся вокруг

В России еще в 2011 году отказались от стандартной смеси. Жидкие реагенты активно используют в Белгороде, Новосибирске, Самаре, Ульяновске, Владивостоке, Санкт–Петербурге, Москве и других городах. Нынешней зимой решили отказаться от песка и соли в Тольятти. Причина? Из–за старой технологии защиты ото льда загрязняется городская ливневая система. Ведь вместе с талой водой песок поступает в дождеприемники.

А вот в Уфе решили вернуться к старой технологии. Оказалось, что химический реагент превращал снег на путепроводах и склонах в лужи, что создавало опасные ситуации на дорогах. Навредила химия и Братску: новый реагент «Бионорд», появлению которого так радовались горожане, испортил двигатели у 17 троллейбусов. В этом году вернулись к соли.

В Киеве будут пробовать жидкий реагент на ацетатной основе. Однако «Киевавтодор» подстраховался и закупил много соли, не слишком уповая на новое средство.

Европа химикатами не балуется. Активно использует в борьбе со льдом соль, песок и... гранит. К примеру, в Финляндии, Эстонии и Швеции дороги чистят, оставляя тонкий слой снега, затем укатывают и сыплют горячую гранитную крошку. В отдельных городах пешеходы сами прокладывают себе дорогу по льду, используя измельченный гравий, который стоит в специальных ящиках на улицах. При этом власти Таллина ежегодно бесплатно выдают жителям эту крошку для посыпки дорожек возле жилых домов.



Как бы не пересолить

«Можно уменьшить пропорцию содержания соли в смеси, чем меньше соли — тем меньше разрушающий эффект. Но антигололедный эффект тоже уменьшается», — рассуждает Евгений Лобанов, директор «Центра экологических решений». И объясняет: чем больше соли в смеси, тем больше будет смещаться баланс элементов в почве. А это, в свою очередь, может привести к солевому загрязнению. Экстремальный пример — солеотвалы в Солигорске, где ничего не растет. Понятно, что в городе такого быть не может, но использование большого количества чистой соли может погубить зеленые насаждения рядом с территорией, где она используется.

В то же время заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнев считает, что лучший вариант для наших городских дорог — именно чистая соль. Ее и закупили на зиму. Правда, на дорогах с низкой интенсивностью посыплют соляно–песчаные смеси. Среди аргументов — низкая стоимость: «Мы пользуемся отходами калийного производства Солигорского комбината, которые скопились на складе. Это материал, который уже не нужно ни добывать, ни производить. Поэтому у него и цена приемлемая».

Переходить на новые виды защиты от гололеда — значит переоснащать парк специальных машин, а это очередные затраты. Плюс стоимость новых реагентов, которые, по словам Головнева, в 8 — 10 раз дороже соляно–песчаной смеси. Гранитная крошка для нас тоже неприемлема, считает он. Крошка лишь создаст снежно–ледяной накат с вкраплением гранита. Такой вариант удобен для скандинавов, ведь практически все они ездят на машинах с шипованной резиной, небольшой ледяной налет для них нестрашен.

Экономя на борьбе с гололедом, в результате тратим больше на весеннее восстановление дорог. Головнев рассказывает, что каждый год транспортники старательно подсчитывают бюджет, чтобы уделить внимание как восстановлению дорог, так и защите в зимний сезон. И добавляет, что новые дороги при существующей технологии зимнего содержания по гарантии рассчитаны на 8 — 10 лет: «Не думаю, что применение иного зимнего содержания увеличит срок их использования».



ХИК жжет

Два года УП «Жилкомплект» совместно с Институтом по материаловедению НАН пытались найти решение соляной проблемы. В результате получился ХИК — химическое ингибированное кристаллическое вещество. Химикат, не имеющий аналогов в стране, в основе которого меласса — продукт переработки сахарной свеклы. Подобные смеси, но с другим химическим составом, существуют в России, но там они стоят в 5 раз дороже. Эколог Евгений Лобанов считает, что меласса негативного влияния на окружающую среду и здоровье оказывать не будет: «Если ничего другого туда не добавляется, а пропорциональное содержание соли уменьшается — то это, конечно, хороший вариант».

ХИК представляет собой жидкое вещество, которое при взаимодействии с солью обволакивает соляные молекулы и блокирует возможность коррозийного воздействия, то есть снижает его в 3 раза. Как рассказала Яна Габрусева, начальник бюро технологической подготовки производства УП «Жилкомплект», у ХИКа есть еще одно неоспоримое преимущество: если обычная соляно–песчаная смесь выдерживает минус 15 градусов, после чего становится неэффективной, то новое вещество не боится и отметки в минус 23.

ХИК обладает особой плавящей способностью и помогает очищать дороги ото льда. Кроме того, он легко обеспечивает экологическую безопасность: комплексная добавка дезактивирует тяжелые металлы, которые попадают на дорожное полотно, а сама добавка биоразлагаема. Разработчики уже провели все необходимые испытания в независимых лабораториях и получили разрешение на использование у ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья». Руководство УП «Жилкомплект» утверждает, что вполне готово выпустить объем продукции, который бы смог покрыть все дороги страны. Но таких заказов к ним не поступало.

Внедряем?

Попробует ХИК против льда в этом году минский жилкоммунхоз. Уже выпущено 200 тонн новой смеси, которые с наступлением холодов будут использоваться во дворах жилых домов. По словам Галины Гилевич, заместителя генерального директора УП «Минское городское жилищное хозяйство», новая смесь дешевле обычной соляно–песчаной на 10 процентов. Правда, от старой пока тоже не отказываются. Среди преимуществ ХИКа в ЖКХ отмечают и удобную упаковку: теперь смесь можно спокойно хранить в подвалах, а не на улице в ящиках, как это было раньше.

А что же дорожники? По словам Анатолия Жамоздика, заместителя генерального директора по текущему содержанию и ремонту ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», в этом году для посыпки дорог уже закупили «натрий хлористый противогололедный»: «Как показывает мировая практика, по соотношению цена — качество нет ничего лучше, чем соль». Однако не исключает, что если ХИК покажет себя с лучшей стороны по цене и эффективности, то приобретут и его.

Кстати
Есть и другие варианты защиты дорожного покрытия. Например, Николай Чернюк, генеральный директор РУП «Белдорцентр», научно–производственной организации в области содержания автомобильных дорог, говорит, что аналогом соляно–песчаной смеси могут стать рассолы из озер под Мозырем. По сути, это — концентрированная насыщенная соляная жидкость.

Потенциал, по мнению специалиста, есть и у щебня, который может стать нашим аналогом гранитной крошки. По сравнению с песком преимущество в том, что его можно собрать, помыть и снова использовать. Однако пока щебня иногда не хватает даже на строительство. 

Мечтают же в «Белдорцентре» об автоматизированной системе защиты дорог. Используя существующую информацию о состоянии дорожного покрытия, можно было бы организовать автоматическое распыление необходимой смеси на конкретном участке. Такая система повсеместно используется в Европе.

В ближайших планах «Белдорцентра» применение на всех дорогах специального соляно–песчаного раствора. В отличие от того практически сразу «из карьера», который чаще всего используют сегодня, он будет обработан, что улучшит его фрикционную способность, и очищен от ненужных частиц.

Советская Белоруссия №216 (24353). Суббота, 16 ноября 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter