Уникальный семейный театр из белорусского Солигорска покорил зрителей из Набережных Челнов — взрослых и детей

Приехали с «Чемоданом»

Уникальный семейный театр из белорусского Солигорска покорил зрителей из Набережных Челнов — взрослых и детей

Сами себя артисты семейного театра «Чемодан» из Солигорской детской школы искусств называют цыганским табором. Когда смотришь на них со стороны, так оно и есть. Несколько взрослых людей с детьми и куча всякой поклажи, преимущественно ярких подушек и одеял. На сцене они служат реквизитом, на вокзале — помогают согреться. И со всем этим добром «цыганский табор» приехал из Беларуси на фестиваль любительских театров в Набережные Челны.

 


По словам организатора 10–го фестиваля любительских театров «Действующие лица» Регины Будяшкиной, они получили более сотни заявок со всей страны и ближнего зарубежья. Если во время отбора по некоторым спектаклям пришлось дискутировать, то видеоспектакли солигорских артистов члены жюри посмотрели на одном дыхании.


— Артисты покорили нас своей искренностью и добротой, — говорит Регина Будяшкина. — Они так неподдельно играли, что сомнений по поводу того, приглашать их или нет, ни у кого не возникло.


Мое знакомство с «Чемоданом» началось со спектакля «Малеча Гном», поставленного по пьесе современного белорусского драматурга Татьяны Ламоновой. В зрительном зале Набережночелнинского государственного татарского драматического театра была полная темнота и тишина. Когда первый луч света упал на гору подушек и одеял, из–под него появился маленький гномик. За сорок минут, что длился спектакль, из одеял выбрались все его герои.


Руководитель театра и режиссер Ольга Смолюгова долга думала, как изобразить на сцене домик семейки гномов, которые живут на кленовом листе.


— Я голову сломала, пока придумала, — смеется она. — Мне нужна была легкая и мобильная декорация, чтобы не возникло проблем при перевозке. С другой стороны, мне очень хотелось подчеркнуть теплую семейную атмосферу, которая царит в доме гномов, всегда открытом для друзей. И тогда я решила, что мы завалим сцену подушками и одеялами сочных цветов, которые подчеркнут тепло и уют этого семейного гнезда. Когда же приходит осень и налетает ветер, одеяла и подушки удобно подбрасывать вверх. И тогда зеленые краски смешиваются с желтыми и оранжевыми, как у листьев на деревьях.


По сценарию днем, когда взрослые заняты своими делами: папа Гном читает газеты, а мама готовит чай, — Малютка весело проводит время со своим другом Кузнечиком, всегда готовым к приключениям, и призывает Гнома присоединиться к нему. Но Малютка любит быть один и сочинять стихи. Однажды, когда он ожидал вдохновения, прилетел Мотылек–однодневка и рассказал о том, как скоротечна его жизнь. Но это его не печалит, ведь свой единственный день он проживет с радостью.


Ежедневно в гости к семье гномов заглядывает Тетушка Улитка. И если бы не Ворона, которая вскоре «накаркает» осень, ничто не могло бы нарушить идиллию этого семейства.


Роли Малютки Гномика, Кузнечика и Мотылька исполняют десятилетние девочки Алиса Серченя, Екатерина Худницкая и Ольга Тимофеева. По словам режиссера, роли для девочек выбирали в соответствии с характером каждой из них. Умудренную жизненным опытом Тетушку Улитку, которая поучает своих племянников гномов, сыграла Ольга Смолюгова.


Кстати, в авторской интерпретации Тетушка приползает на кленовый лист в гости, чтобы вспомнить былую молодость и попить чайку с ежевикой. Но, попробовав в Набережных Челнах татарское национальное блюдо чак–чак (традиционная сладкая выпечка с медом), артисты решили пошутить и угостить им Улитку. «Паспрабуйце чак–чак!» — подает мама Гном своей гостье блюдце с выпечкой, и зал падает от смеха.


Весь спектакль идет на белорусском языке, но перевода и не требуется. Юные артисты и их наставники играют настолько хорошо, что все понятно без слов.


Один из зрителей публично признался в любви исполнительнице роли Вороны Анне Березко, которая преподает ребятам из «Чемодана» уроки актерского мастерства, изготовления и вождения кукол.


Задолго до встречи первым делом собиралась спросить, почему «Чемодан» называют семейным театром. Но после спектакля все встало на свои места. Кровного родства у артистов между собой нет, но так как все свободное время они проводят вместе, то давно считают себя одной большой семьей. Хотя все начиналось как раз с детей и их родителей.


— Многие дети выросли у нас на глазах, потому что родители привели их к нам в театр в совсем юном возрасте — 4–5 лет, — рассказывает Ольга Смолюгова. — Сначала взрослые ждали своих детей под дверями, и тогда появилась идея вовлечь их в процесс. Это был интересный эксперимент. Но со временем дети росли, они уже не нуждались в опеке родителей. А у тех, в свою очередь, появились другие дела, но они всегда были готовы прийти на помощь. За столь долгое время мы по–настоящему стали семьей. Сами видите, родители спокойно отпускают своих детей на фестивали, зная, что они в надежных руках.


«Малеча Гном» стал единственным спектаклем на фестивале, куда пригласили детей младше шестнадцати. Но только взрослые поняли, какой глубокий смысл заложен в пьесе.


— Мы не случайно сделали выбор в пользу этой пьесы, — говорит режиссер. — У многих народов старость ассоциируется с приходом осени. И когда осень приходит в нашу жизнь, важно иметь близких людей с горячими сердцами, чтобы ее пережить. Есть о чем задуматься...


Светлана Брайловская


kor@rgkazan.mi.ru

 

Советская Белоруссия №85 (24468). Четверг, 8 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter