Как вернуть зрителя в театр?

Придут ли гости на свадьбу?

Музкомедию, впрочем, как и некоторые другие театры, сейчас лихорадит. Ажиотажа около билетных касс нет, аншлаг в зале скорее исключение, чем правило. Как вернуть зрителя в зал? Ответ на этот вопрос банален донельзя: ставить новые интересные спектакли. В музкомедии другого пути и не ищут. Вот задумали музыкальную комедию «Свадьба в Малиновке». Но надо ли зрителям такой спектакль, если одноименный фильм уже засмотрен до дыр и разобран на цитаты? «На морском песочке я Марусю встретил…»

Михаил Ковальчик в Национальном академическом музыкальном театре уже год. До этого он долгое время работал в России. Дебютом заслуженного деятеля искусств России в минском коллективе стал мюзикл, получивший название «Шалом Алейхем! Мир вам, люди!». Эта вольная литературно-музыкальная композиция по повести классика еврейской литературы Шолом-Алейхема и мюзиклу «Скрипач на крыше» композитора Джерри Бока и Джозефа Стайна, разбавленная музыкой нашего Олега Ходоски, получилась съедобной. Сегодня это самый востребованный спектакль театра, хотя с премьерами так всегда — первое время зритель идет вереницей. Как будет дальше? Скорее всего, неплохо. Нет сомнения, что в репертуаре мюзикл задержится надолго. И не потому, что он так хорош, все значительно сложнее: афишу музкомедии давно не мешало бы почистить, но не было достойной замены. Словом, одна нашлась, еще бы парочку.

Руководство долго тасовало карты: балет или мюзикл, комедию или оперетту? Решили: надо громкое название. Долго перебирали всевозможные варианты, заглядывали в прошлое, там и нашли «Свадьбу в Малиновке», написанную народным артистом СССР Борисом Александровым еще в 30-е годы прошлого века. В свое время оперетту ставили чуть не в каждом театре. Это неудивительно, в те времена гражданская война — тема очень актуальная. А сейчас куда? Михаил Ковальчик не скрывает, что сперва идея со «Свадьбой в Малиновке» ему не очень понравилась. Некоторое время сомневался, а потом решил, «если немного подправить акценты, произвести некую литературную сценическую редакцию, то может получится очень интересно». И он подправил.


Дирижер театра Николай Макаревич сделал новую аранжировку музыки Александрова, тот самый Олег Ходоско дописал несколько композиций, Александр Зотов добавил рифм. В современном театре подобные «вольности» допустимы, тем более что Ковальчик утверждает — дух произведения не нарушен, атмосфера не искажена, поэтому зрителю будет интересно:

— Почему эта пьеса была так любима? Во-первых, в ней замечательные характеры, во-вторых, на фоне гражданской войны все равно шла жизнь, люди любили, рожали и т.д. В начале главный герой Назар Дума теряет семью, потом ее обретает — все эти житейские подробности и удерживают зрителя, тем более что они вдобавок ко всему начинены юмором. Война войной, но жизнь идет своим чередом. В этом и есть оптимизм пьесы.

Кроме того, по мнению Михаила Станиславовича, даже тема гражданской войны сегодня как никогда актуальна. Интересно, что по сюжету действие разворачивается в украинском селе. Сегодня там опять брат идет на брата, и постановка спектакля это как еще один повод задуматься и оглянуться вокруг. Его создатели соглашаются, что этот материал можно расценивать как чистую комедию. Кто хочет просто развлечься и посмеяться, он это получит. Если человек копнет глубже, то найдет там и серьезные мысли, услышит философские фразы. 

В общем, звучит убедительно: надо идти на премьеру. Но зачем, если это (или почти это) все до боли знакомо по фильму, поставленному Андреем Тутышкиным еще в конце 1960-х и ставшему классикой советского кино?

— Театр не дублирует кино, он говорит своим языком, — объясняет главный режиссер. — Мы находим в произведении, как сказал один известный режиссер, мысли, нужные современности. Фильм Тутышкина стал легендой, я сам его очень люблю, там играют замечательные актеры. Но сегодня все несколько иначе, мы претендуем на свой взгляд. К тому же магия театра в сиюминутности, здесь все рождается на глазах. Живая эмоция, реакция зала — этим испокон веков живет театр, и этим он притягателен.

Конечно, у режиссера особая надежда на актеров. Попандопуло у него в двух «экземплярах» — лауреаты международных конкурсов Дмитрий Якубович и Александр Осипец. Они и не думают копировать своего киношного героя, отлично исполненного Михаилом Водяным. Собираются играть каждый по-своему. Та же история и у Дениса Немцова, он признает гениальность Михаила Пуговкина в роли Яшки, но сделать ее постарается несколько иначе, зрители увидят его в неожиданных красках.

Вот это уже интересно. Делает Ковальчик ставку и на музыку. Говорит, вокалисты в музкомедии отличные, запросто могут тягаться с теми же екатеринбуржцами. Свердловскую музкомедию — один из лучших музыкальных театров в Европе — режиссер вспоминает не случайно, ее артисты целый месяц гостили в Минске. Там свое лицо, прекрасные исполнители, замечательный оркестр, удачный тандем — худрук и директор… Как результат — множество «Золотых масок». Нашему театру до этого далеко, да никто и не ставит таких высоких планок. Для начала нужно бы просто вернуть зрителей в зал. В том числе детей. Новых спектаклей для маленьких почитателей Мельпомены здесь давно не ставили. Главный режиссер готов взяться и за это — к Новому году обещает  «Снежную королеву». Но  отлично и сам понимает, что этого недостаточно, чтобы вернуть театру былую популярность. Оперетта нужна? Может, балет? Пока же свадьба! Гости приглашены, обещали прийти.

stepuro@sb.by

Фото Марии КОЛЯДЫ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter