Календарь и традиции

Придет серенький волчок

Календарь и традиции

На 9 декабря приходится один из самых древних народных праздников — «Юр’я, Ягор’я, Георгi». В представлении белорусов «Юр’я — пераможца, заўсёды са сваiм лепшым сябрам, белым канём», во всякой схватке выходит победителем. В народе святой Юрий, или, как еще говорят, Георгий, считался покровителем, опекуном животных. «Юрий» отмечается два раза в году — весной и зимой, и у этих праздников совершенно разное содержание. Зимний Юрий, понимая природу диких зверей, в отличие от весеннего снимает определенные запреты — «адмыкае раты ваўкам», тем самым устанавливая некое равновесие, ведь, как известно, «воўк травы не есць». Считалось, что именно с этого дня «ў Пiлiпаўку» волки начинают ходить «зграямi» и нападать на домашнюю скотину. Если волк пытался унести какое–то животное, но попытка проваливалась, то следы от его зубов на жертве становились своего рода клеймом, и эта овечка или козочка уже считались пропащими.


В белорусской народной традиции бытуют два варианта преданий о происхождении волка. В соответствии с первым серого «сделал» черт, который буквально сгорает от зависти, что Богу удается создать в животном мире все разумное и гармоничное. Вот и решил противопоставить волка собаке, у которой, мол, и зубы не столь велики, и злости вроде как маловато. Черт сразу же постарался натравить волка на Бога, но вышло так, что тот укусил своего «создателя», забравшись на ольху, и оттого на ее коре и листьях остались красноватые пятна — как пятна крови. По другой версии, некогда весь домашний скот спокойно пасся на лугах, заходил в лес без опаски, и не требовалась ему никакая охрана. Но тут Бог пожалел маленьких ребятишек–сирот, всегда голодных и холодных, и... создал волка — существо, представляющее смертельную опасность для животных. Таким образом, сироты получили работу пастушков, охраняющих стада. В соответствии с этими подходами практически у всех индоевропейских народов отношение к волку сформировалось тоже двоякое. В народных сказках о животных волк обычно предстает этаким тугодумом, а вот в волшебных сказках, где женихи, претендующие на руку и сердце королевны, соревнуются в силе и выносливости, победу одерживает именно «шэры ваўчок» — переодетый в волчью шкуру молодец. Такое переодевание носило магический характер: давало возможность на время отойти от общепринятых норм в поведении и жизни, «стать волком». Кстати, в природе волчья шкура обладает способностью слегка «хамелеонить», маскируясь под местность, где обитает зверь. Поэтому летом среди ржаного поля волк почти незаметен — его окрас становится рыжеватым.


Волчья стая всегда поражала человека своим единством, необыкновенной организованностью, поддержкой друг друга, взаимовыручкой и солидарностью, умом и способностью добиваться своего. Известны даже случаи дружбы человека и волка, причем отмечается особая преданность животного. Вот такой он, волк.


На территории Беларуси, да и не только у нас, бытовали легенды о превращении человека, а иногда даже целого свадебного поезда, в волка. Считали, что такое перевоплощение происходит с резкими прыжками через голову — переворотами, которые возможны в некий особый, тайный момент. И сейчас о не самых приятных людях говорят: «волчий взгляд», «смотрит волком», «воет волком», «волчонок», «волчья стая». А о непроходимых и опасных местах: «волчий остров», «волчья тропа», «волчий лог», «волчья балка». Несъедобные ягоды в лесу тоже называют «волчьими», а что–то, что невозможно ухватить, описывают как «бегущего волка след». С именем этого зверя связаны названия некоторых белорусских деревень, рек, озер: Волк, Волковичи, Волча, Волчки, Волковщина... И фамилии: Волк, Волков, Волчек, Волчецкий и т.д.


Советская Белоруссия №230 (24367). Пятница, 6 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter