Кражи велосипедов в весенне-летний период — настоящий бич крупных городов и головная боль правоохранителей

Приделали педали

В последние годы горожане активнее пересаживаются на велотранспорт. Рынок вторит любителям активного отдыха и предлагает довольно дорогие модели, на которые, в свою очередь, обращают внимание и воришки. Ежегодно в весенне-летний период кража двухколесного транспорта становится настоящим бичом крупных городов и головной болью правоохранителей. 

Коллаж Ольги Александровой

Вор идет по кругу

Украл. Сел в тюрьму. Вышел. Снова украл. Для минчанина Юрия Кутузовского (имя и фамилия изменены) велосипеды стали неплохим способом получения дохода. Как правило, скупщики краденого заказывали у вора «педали» дорогих марок, цена которых могла превышать 1000 рублей. Однако прибыль для Юрия была в раз 10 меньше, чем реальная стоимость этого товара. 

Правоохранители Фрунзенского РУВД столицы хорошо знают Юрия. Именно с их легкой руки преступник неоднократно попадал в места не столь отдаленные. 

— Такие не исправляются. Он выходит из тюрьмы и снова берется за старое. В феврале прошлого года мы его в очередной раз словили. Тогда было 15 криминальных эпизодов. Два месяца длился суд. И в итоге ему дали «химию» с направлением. То есть имеется в виду ограничение работы с направлением в учреждения открытого типа, — рассказывает заместитель начальника отдела уголовного розыска Александр Капуза.

В выгоде перекупщик

В основном же угоняют велотранспорт наркоманы и алкоголики. Мотив прост — продать и получить копейку на дозу или бутылку. Как правило, эти товарищи соглашаются на любую предложенную сумму.

— Они редко заморачиваются с продажей. Деньги им нужны срочно. Поэтому здесь единственный, кто в выгоде, — перекупщик, — объясняет Александр Капуза. 

Основные каналы криминального сбыта — рынки, ломбарды, интернет-сайты. 

— Сами воры не продают велосипеды через торговые площадки. Это уже делают перекупщики, — отмечает правоохранитель. — В ломбарды принимают в теплое время года. И то не всегда. Если человек говорит, что не планирует забирать велосипед, становится понятно, что вещь краденая. И тогда подозрительному продавцу могут отказать. 

К слову, во Фрунзенском районе за четыре месяца этого года 12 из 19 велокраж раскрыто.

— Не всегда установить преступника означает найти велосипед. Порой это невыполнимая задача, — говорит Александр Капуза. — Все потому, что товар мог быть неоднократно перепродан. Найти концы здесь сложно. 

В поисках воров очень помогают камеры видеонаблюдения. Но они есть не везде. Нужно, чтобы и граждане обращали внимание на подозрительных велосипедистов. Что это значит?

— Когда человек, ведущий асоциальный образ жизни, едет на дорогом велосипеде, это не должно остаться без внимания. Скорее всего, этот товарищ взял чужое. И если вы стали свидетелем, что мешает набрать 102 и поделиться своими наблюдениями? Возможно, вы убережете чей-то велотранспорт и нервную систему его владельца. 

Уже будучи изъятым у преступника, велосипед предъявляется потерпевшему для опознания. Идентификация возможна по уникальному номеру рамы и особым приметам.

Начальник криминальной милиции полковник милиции Первомайского РУВД Александр Грамович посоветовал владельцам как минимум не оставлять свои велосипеды без присмотра на дворовых территориях: 

— На лестничных площадках в подъездах жилых домов необходимо пристегивать велосипеды замками безопасности. При посещении торговых центров, магазинов оставляйте свой двухколесный транспорт на специально оборудованных парковках либо в поле зрения камер видеонаблюдения, а также маркируйте велосипеды специальным ПИН-кодом с внесением его в информационную базу МВД Республики Беларусь.

В ТЕМУ

Больше десяти лет назад в Гомельской области правоохранители создали велосипедную базу данных. 

К слову, несколько краж с помощью этой базы даже удалось раскрыть. Однажды инспектор ГАИ во время рейда обратил внимание на велосипедиста. На вопрос, стоит ли транспорт в базе данных, тот лишь пожал плечами. Сотрудник милиции ввел номер рамы, цвет и другую информацию. В это же время в Гомеле в отдел внутренних дел Советского района обратился гомельчанин с заявлением о краже не так давно приобретенного горного байка. При этом он смог предоставить документы на него, так как приобретал в специализированном магазине. В документах числился и номер рамы. Только при внесении в базу АИС слова «велосипед» последняя беспристрастно выдала информацию: такой велотранспорт уже числится. За сотню километров от Гомеля — в Хойниках.

Оперативники уголовного розыска просто не поверили своим глазам и созвонились с коллегами из райотдела милиции. Вскоре они подтвердили информацию: сельчанину велосипед привез брат из областного центра. А тому, в свою очередь, продал 39-летний гомельчанин. Уже потом удалось установить, что за ним тянется шлейф подобных краж. Причем его специализацией было воровство именно из подъездов и подсобных помещений.

Сейчас в гомельской велобазе зарегистрировано более 238 тысяч таких средств передвижения. 

— Чтобы поставить на учет свой двухколесный транспорт, человеку нужно обратиться в милицию. Сотрудник заполнит бланк и заведет карточку, — рассказывает заместитель начальника отдела по раскрытию краж управления уголовного розыска криминальной милиции УВД Гомельского облисполкома Андрей Маслюков.Создавалась эта база с целью ревизии имеющегося у граждан велотранспорта. У нас были случаи, когда сотрудники задерживали велосипедистов, ехавших на краденой технике. Основная цель этой базы — найти хозяина велосипеда, не только похищенного, но, может быть, и забытого. 

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter