Когда заработают рынки нефти и газа в ЕАЭС и какой эффект ощутят граждане «пятерки» — рассказали в ЕЭК

Придать союзу энергию

Совет Евразийской экономической комиссии 4 июля определил акционерное общество «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» структурой, осуществляющей организацию централизованной торговли электрической энергией на сутки вперед на общем электроэнергетическом рынке Евразийского экономического союза. Теперь определены все предусмотренные Договором о ЕАЭС операторы централизованной торговли на общем электроэнергетическом рынке. А как идет формирование общих рынков и что это даст гражданам интеграционного объединения, спросили у директора департамента энергетики Евразийской экономической комиссии Вадима Закревского.


Общими усилиями

— Вадим Александрович, в последнее время много говорится о необходимости активизации процессов формирования общих рынков энергетических ресурсов ЕАЭС. Как идет данный процесс и заработают ли они, как планировалось, в 2025 году?

— Отмечу, что создание общих рынков энергетических ресурсов ЕАЭС является одной из приоритетных задач, на решение которой сегодня направлены основные усилия государств евразийской «пятерки». Предусматривается, что общие рынки заработают с 1 января 2025-го. К текущему моменту наибольшие успехи достигнуты в части формирования общего электроэнергетического рынка союза. По этому рынку вступил в силу международный договор, утверждены правила доступа к услугам по транзиту электроэнергии, а также определены торговые площадки, организующие форвардную централизованную торговлю электроэнергией на общем рынке. Главам правительств стран союза в этом году предстоит принять еще ряд документов по функционированию рынка, которые находятся в высокой степени готовности.

Также в настоящее время ЕЭК совместно с государствами-членами ведет подготовку комплекса документов, регулирующих общие рынки энергетических ресурсов, включая международные договоры о формировании общего рынка газа и общих рынков нефти и нефтепродуктов cоюза. Согласно программным документам все правила функционирования общих рынков должны быть приняты до 1 января 2024-го.

Сейчас среди наиболее значимых результатов можно отметить высокую степень готовности международных договоров, регулирующих принципиальные вопросы формирования общего рынка газа и общих рынков нефти и нефтепродуктов союза. По ряду весьма чувствительных для сторон вопросов, в том числе связанных с ценообразованием и величиной тарифа на транспортировку газа, действием двусторонних межправительственных соглашений по поставке энергоресурсов, недискриминационным использованием магистральных нефтепроводов, руководителями уполномоченных органов сторон продолжается поиск взаимоприемлемых решений, учитывающих разнонаправленные интересы как государств-членов — производителей, так и государств-членов — потребителей энергоресурсов.

Евразийской «пятерке» крайне важно достичь консенсуса и договориться о единых подходах по данным вопросам, особенно учитывая тот факт, что стоимость первичных энергоресурсов сильно влияет на конкурентоспособность субъектов хозяйствования, является важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности союза в целом.

Это позволило бы обеспечить практическую реализуемость принимаемых документов и готовность к запуску общих рынков. Запуск общих рынков позволит сделать значительный шаг вперед по сравнению с текущей ситуацией, проводить более гибкую экономическую политику на общем рынке и на двусторонней, и на многосторонней основе, даст возможность хозяйствующим субъектам работать самостоятельно, заключая как свободные (прямые) договоры, так и биржевые сделки на недискриминационных условиях.


Очевидные преимущества

— Какой эффект будет для граждан «пятерки» от запуска общих рынков?

— Главное ожидание участников общего рынка газа — это создание равных условий хозяйствования в Евразийском экономическом союзе, в том числе для потребителей услуг по транспортировке газа на общем рынке. Это вполне осуществимо при условии, что цены (тарифы) на услуги по транспортировке газа на общем рынке газа ЕАЭС будут определяться по той же методике, что и для внутреннего рынка. Другими словами, национальные регуляторы при установлении цен (тарифов) на услуги на общем рынке должны применять единую расчетную методику, общие принципы и методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Доступность энергоресурсов и выравнивание условий экономической деятельности будут способствовать реализации совместных инфраструктурных проектов, повышению инвестиционной активности бизнес-структур, модернизации топливно-энергетических комплексов государств-членов.

Основные ожидания участников рынков заключаются в следующем: снижение зависимости цен на внутреннем рынке от колебаний мировых цен, создание новых рабочих мест и рост благосостояния населения, обеспечение устойчивого развития экономик наших государств, рост конкурентоспособности товаров, произведенных в Евразийском экономическом союзе, на мировом рынке, а также повышение надежности энергоснабжения и уровня энергобезопасности.

На злобу дня

— Способны ли страны ЕАЭС полностью обеспечить свою энергетическую независимость и безопасность?

— Вопрос непростой. Здесь имеются некоторые особенности. Чтобы не быть голословным, обратимся к проходившему 24—25 мая 2023 года в Москве второму Евразийскому экономическому форуму с участием руководителей энергетических ведомств государств — членов Евразийского экономического союза. Из выступлений его участников, посвященных проблемам обеспечения собственной безопасности государств-членов, следует ряд выводов.

В целом энергобезопасность стран «пятерки» обеспечена. Энергетика является одним из стратегических направлений развития евразийской интеграции, которое во многом определяет динамику и темпы развития экономики государств-членов. Однако западные санкции требуют укрепления энергетической безопасности каждого из государств-членов и союза в целом. При этом участники отмечали, что энергобезопасность каждого из государств-членов не может быть обеспечена отдельно.

Энергобезопасность является общей задачей стран ЕАЭС. Необходимо обеспечивать надежные поставки энергоресурсов между государствами-членами при любых внешних и внутренних условиях.


Энергетические системы стран ЕАЭС имеют свои особенности и сталкиваются с общей проблемой износа генерирующих мощностей и энергоинфраструктуры. Некоторые государства — члены союза (Республика Казахстан, Кыргызская Республика) столкнулись с дефицитом энергоресурсов. Завершение формирования общих рынков энергоресурсов ЕАЭС будет способствовать повышению энергетической безопасности каждого государства-члена, обеспечению стабильности энергосистем стран союза и их самодостаточности в отношении энергоресурсов.

В сложившихся условиях формирование общей системы обеспечения энергобезопасности — одна из приоритетных задач при формировании общих рынков энергетических ресурсов, основанная на единстве целей и подходов в государственной политике стран евразийской «пятерки». Преодоление имеющихся трудностей в энергетике возможно только при положительной диверсификации источников энергии (использование первичных энергоресурсов: гидро-, атомная, солнечная энергия, газ), а также применении собственного энергопотенциала, активном развитии атомной энергетики, своих генерирующих мощностей.

Таким образом, еще одним аспектом энергетической безопасности является технологическая независимость, наличие собственного энергопроизводства.

Странам ЕАЭС следует более динамично сотрудничать в сфере технологий и объединить усилия по обеспечению углеродной нейтральности. Общая работа снизит затраты, повысит надежность и эффективность результатов, будет способствовать повышению энергобезопасности каждого государства-члена.

Только при реализации указанных мероприятий можно будет говорить о полном обеспечении энергетической независимости и безопасности стран ЕАЭС.

НАША СПРАВКА

Для централизованных торгов электроэнергией по срочным контрактам на основе предложений стран ЕАЭС в ноябре 2022 года Совет ЕЭК определил три торговые площадки: Белорусскую универсальную торговую биржу (БУТБ), Казахстанского оператора рынка электроэнергии и мощности (­КОРЭМ), Санкт-Петербургскую Международную Товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). Торги будут проходить в электронной системе торговли с использованием биржевых механизмов, а именно анонимного двойного встречного аукциона.

В ТЕМУ

Совет ЕЭК определил организацию для централизованной торговли электроэнергией на сутки вперед на общем рынке Союза

Как сообщили в пресс-службе ЕЭК, теперь определены все предусмотренные Договором о Союзе операторы централизованной торговли на общем электроэнергетическом рынке.

— Создание общих рынков энергоресурсов ЕАЭС является одной из приоритетных задач. Ожидается, что общий союзный рынок электроэнергии заработает с 1 января 2025 года, — напомнили в Комиссии.

Планируется, что на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС страны «пятерки» создадут условия для участия в трансграничной торговле всех своих «оптовиков». Добровольность, конкуренция и прозрачное ценообразование — это основные принципы, которые закладываются в правовую базу функционирования рынка.

Также Совет ЕЭК согласовал сроки представления правил функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС (взаимной торговли, определения и распределения пропускных способностей межгосударственных линий электропередачи и информационного обмена) главам правительств стран союза для принятия.

Как уточнили в ЕЭК, сейчас проводится системная работа по формированию общего электроэнергетического рынка союза. Уже вступил в силу международный договор, утверждены правила доступа к услугам по межгоспередаче (транзиту) электроэнергии, а также определены торговые площадки, организующие централизованную торговлю электроэнергией по срочным контрактам на общем рынке.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter