Новая спецтехника «Минсктранса» помогает столичным троллейбусам и трамваям реже сбиваться с графика движения

Придали ускорение

«Дальше не поедем: впереди обрыв проводов». Чтобы пассажиры минских троллейбусов и трамваев как можно реже слышали эту фразу, начеку работники филиала «Служба энергохозяйства» ГП «Минсктранс». Недавно в их распоряжение поступило несколько новых автомобилей «Скорпион» на базе шасси МАЗ 437121. Эта техника призвана сократить время вынужденного простоя наземного коммунального электрического транспорта. Вместе со специалистами проверили, так ли это.

Шесть метров над землей

Новая техника — это пять спецавтомобилей. Два в комплектации фургон-мастерская с подъемной платформой, они задействованы на строительно-монтажных, электротехнических и других работах на высоте. Еще два — на участке строительства и ремонта контактной сети. Пятая машина — со сварочным оборудованием — эксплуатируется работниками службы трамвайного пути филиала «Трамвайный парк».

Автомобили «Скорпион» с первого взгляда выделяются среди старших собратьев благодаря свежей и яркой желто-оранжевой боевой раскраске, современному дизайну. А еще они отличаются технической начинкой и функционалом.

В филиале «Служба энергохозяйства» государственного предприятия «Минсктранс» на «Скорпионов» не нарадуются.
Один только просторный и теплый фургон из двух отсеков чего стоит! В первом отсеке — стеллаж для запчастей с инструментами и материалами, верстак с тисками. Второй — для персонала. Удобно, комфортно. Телескопический подъемник с рабочей платформой доставляет электромонтеров на высоту более шести метров. На двух машинах есть поворотная площадка, благодаря которой расширяется функциональность подъемника.
— Это большой плюс, если нет возможности подъехать максимально близко к месту проведения работ, — поясняет электромонтер контактной сети Юрий Руканец. — Кроме того, на «Скорпионах» есть проблесковые маячки и возможность подачи специальных звуковых сигналов — нас все пропускают.

Юрий Руканец.
 
Вместе со специалистами едем на место проведения очередных работ — улицу Притыцкого. Задание — замена кронштейнов троллейбусной контактной сети. Плановая работа.

— Традиционно экипаж состоит из водителя и не менее чем трех электромонтеров, — вводит в курс дела Юрий Руканец. — В зависимости от объема работ может быть задействовано несколько автомобилей. На замену одного кронштейна вместе с хомутами, тягами и изоляцией в среднем уходит 4 - 5 часов, а в целом продолжительность нахождения на высоте зависит от многих факторов: погодных условий, транспортного трафика, времени суток. Благодаря новой технике, конечно, управляемся быстрее.

Среднее время прибытия — 15 минут

Филиал «Служба энергохозяйства» занимается обслуживанием всех электроустановок наземного коммунального пассажирского транспорта Минска и ведет субподрядную деятельность. Здесь и кабельные линии, и опоры контактной сети, и тяговые подстанции, и информационные табло. В основном выполняются планово-предупредительные ремонты. Доводятся также планы по замене контактного провода — около 120 километров ежегодно.

— Сам контактный провод служит в среднем 10 - 12 лет в зависимости от интенсивности участков: есть менее и более загруженные, — рассказывает первый заместитель директора — главный инженер филиала Виктор Махвиц. — Кроме того, каждый месяц меняем по 20 опор контактной сети. Регулярно проводится замена кронштейнов, хомутов, изоляторов и прочих элементов подвески. К слову, все заменяемые металлические элементы контактной сети прошли обработку горячим оцинкованием.

Владимир Раговик, водитель автовышки.
 
Вся контактная сеть городского пассажирского транспорта распределена между тремя участками. На каждом есть начальник и два мастера плюс, конечно, закрепленные обслуживающие бригады.

— Для оперативного устранения задержек движения все действия специалистов координирует диспетчерская служба, — объясняет схему работы Виктор Иванович. — Водитель троллейбуса, трамвая сообщает о повреждении контактной сети главному диспетчеру, тот — энергодиспетчеру, который, в свою очередь, выдает заявку аварийной службе. Специалисты незамедлительно выезжают на устранение аварийной ситуации. Если отключение сети произошло по другим причинам, то соответствующей информацией располагает районная диспетчерская служба. Но в основном оперативные данные поступают от водителей. В случае аварийных ситуаций, произошедших на сетях сторонних организаций, главный диспетчер взаимодействует с другими аварийными службами города.


Контактная сеть электротранспорта, по словам руководителя, чаще всего повреждается из-за вынужденных троллейбусных маневров. Например, если в неположенном месте припарковано другое транспортное средство (не забываем, что отклонение троллейбуса от проводов при движении и маневрировании не должно превышать четыре метра). Или другой вариант: ДТП, когда машина повреждает опору контактной сети. Погодный фактор, конечно, тоже имеет место, но не он основная причина порывов.

Аварийные вызовы бывают и в ночное, и в дневное время, поэтому бригады службы энергохозяйства работают круглосуточно. Появление новой спецтехники будет способствовать минимизации вынужденных отклонений от графика движения наземного пассажирского транспорта, уверены на предприятии. Что ж, проверим.

Павел Жигунов, электромонтер контактной сети.

ФАКТЫ

Общая протяженность обслуживаемой филиалом «Служба энергохозяйства» государственного предприятия «Минсктранс» троллейбусной контактной сети составляет более 1100 км, трамвайной — 60 км.

♦ Общая протяженность кабельных линий — 914 км.



nesterov@sb.by
 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter