Раввин Григорий Абрамович о том, почему не всегда нужны причины для праздников

Причины для праздника

На этой неделе с вечера первого и до вечера второго августа иудеи отмечали Ту бе-Ав — 15 ава, или своеобразный день любви. Увы, у этого праздника нет ни особой традиционной трапезы, ни конкретной литургии.

Талмуд (трактат Баба Батра 121) дает шесть причин, почему мы отмечаем данное событие. Но три из них не имеют отношения к понятию любви, они скорее связаны с милосердием и заботой. Впрочем, разные мнения и трактовки относительно дня любви — это не новость.

Первую причину раввин Иегуда связывает с разрешением следующему поколению после тех, кто вошел в землю Израиля, вступать в брак с представителями разных колен. Как бы нам сегодня ни казалось странным, но действительно были времена, когда представители разных поколений Израиля не создавали семьи между собой.

Рабби Иоханан добавляет вторую причину. На определенном этапе колено Биньямина подверглось наказанию, лишившись права вступать в брак с представителями других колен, даже когда это было разрешено, но 15 ава наказание было отменено.

Третья причина от рава Нахмана: он пишет, что дело не в браке между разными коленами Израиля, а в том, что 15 ава прекратился мор поколения сорокалетнего скитания по пустыне и проявилось милосердие Всевышнего к поколению исхода.

Четвертая причина празднования 15 ава от рава Улы связана с тем, что после разделения на два царства — Израильское и Иудейское — царь Иеровам по политическим мотивам запретил посещать

Иерусалим, а как раз 15 ава царь Хошеа отменил данный запрет. Здесь решение тоже связано с понятием любви, но скорее к Иерусалиму.

Рав Йосеф вообще не видел в этом празднике ни сватовства, ни создания семей, ни любви и ни даже милосердия. По его мнению, 15 ава прекращали вырубку деревьев для нужд Иерусалимского храма, и тут скорее забота о природе.

И еще одна, уже шестая причина от рава Матаны в том, что день этот имеет историческое значение. После кровавых битв в эпоху римского императора Адриана был издан запрет на похороны погибших воинов. Спустя время именно 15 ава данный запрет был снят.

Говоря о причинах праздника любви, семьи, мира и созидания, мы столкнемся со множеством мнений и трактовок. Но именно это разнообразие и составляет единство, если главная цель не доказать правоту, а найти путь к понимаю и взаимоуважению, что само по себе и есть часть любви.

На днях была открыта синагога в Витебске, которая долгие годы стояла в руинах. Общаясь с теми, кто занимался восстановлением этого символа духовного возрождения, я услышал фразу: «Мы вложили в это здание достаточно любви, пусть оно наполнится святостью».

Очень важно, чтобы в праздничные дни или по случаю других событий были не только причины для любви и святости, но и желания, стремления нести в свою жизнь и этот мир то, что ему так необходимо.

Раввин Григорий АБРАМОВИЧ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter