16 декабря Центробанк России поднял ключевую ставку, определяющую стоимость денег для коммерческих банков, с 10,5% до 17% годовых

Причина бессонницы Э.Набиуллиной

Вчера российский рубль наделал много шума
Вчера российский рубль наделал много шума. В ночь на 16 декабря Центробанк поднял ключевую ставку, определяющую стоимость денег для коммерческих банков, с 10,5% до 17% годовых. Сделано это было для того, чтобы ограничить девальвационные и инфляционные риски — проще говоря, чтобы население не бежало в обменники за иностранной валютой. Шаг неоднозначный — ведь решение о повышении ставки душит развитие малого и среднего бизнеса. Кредит для предпринимателей станет практически недоступен. Нервы сдают не только у представителей бизнес–сообщества, но и у некоторых депутатов Думы, которые предложили отправить главу Центробанка Эльвиру Набиуллину в отставку.


Звучит множество мрачных прогнозов о том, что российский фондовый рынок, цитирую, «торжественно помрет минимум на полгода. Ликвидность исчезнет. Окончательно». Ситуация серьезная, но это не причина для паники, а, наоборот, повод для того, чтобы серьезно разобраться и выработать правильную стратегию.

Тем более что во всей этой истории присутствует и обывательская сторона. Ведь именно от обывателя в хорошем смысле слова зависит настроение, которое затем формирует инфляционные ожидания. К сожалению, сегодня одни бегут в обменники, другие —– в магазины за товаром, и это тоже было ярким проявлением случившегося в России «черного понедельника».

«...Да это же просто Клондайк!» Знакомый бизнесмен, только что вернувшийся из Москвы, не скрывал своего изумленного восторга. Джип по цене кроссовера. Кроссовер по цене малолитражки. «Только успел поменять деньги, как в другом банке упал курс, и я за полчаса потерял полторы тысячи баксов», — продолжает он делиться впечатлениями. Тем не менее вернулся из Москвы довольный — в понедельник он совершил крупную покупку, на которую тщательно копил целый год, на треть дешевле. В московских автосалонах, а также других магазинах дорогостоящих товаров сейчас настоящая «золотая лихорадка», в которую, как с изумлением заметили москвичи, активно включились белорусы и казахстанцы. Покупают все! Можно было бы порадоваться за удачливых покупателей, если бы не одно «но» — тот день был «черным понедельником» в России. Курс рубля рухнул на 10%, и теперь в соседней стране обсуждаются форс–мажорные меры. Что ж, не бывает худа без добра, и теперь в России действительно открывается Клондайк — только он должен быть не для валютных спекулянтов, а для тех, кто сможет обернуть этот бум на пользу производства. И тут уж возможности открываются для всех — и для россиян, и для белорусов, и для казахстанцев, коль мы уже в едином экономическом пространстве. Вопрос заключается лишь в том, какие выводы будут сделаны из нынешнего падения рубля.

Чтобы лечить болезнь, надо искать ее причины. И не в других, а внутри себя.

Еще до западных санкций, еще до падения цен на нефть рубль начал падать, говорят серьезные аналитики. Это падение было заметно специалистам еще до всех событий в Украине. Почему это происходило? Потому что экономика не развивалась. Нынешний резкий обвал российского рубля — это всего лишь «красный поплавок», сигнализирующий, что рубль в своем падении достиг дна. Это серьезный повод задуматься, почему так происходило. Причем задуматься и выработать общую стратегию должны все партнеры по Таможенному союзу — ведь он и был создан для того, чтобы росла наша общая экономика. Кризис еще более актуализирует этот экономический смысл и цель.

В России сейчас тоже говорят, что санкции — это шанс для развития собственного производства. Для создания мощных экономических кластеров совместно с партнерами по Евразийскому союзу. Для развития союзных программ, таких, например, как принятая этой весной российско–белорусская программа по развитию совместного аграрного рынка.

В Москве сегодня с запоздалым сожалением говорят, что нефтяные доходы, например, в Эмиратах были потрачены на три порта и пять промышленных зон, на самые хорошие на Ближнем Востоке бесплатные дороги, на инфраструктурные и инвестиционные проекты... Но лучше поздно, чем никогда. Все это можно начинать делать партнерам по Евразийскому союзу уже сейчас. Как говорят девелоперы — были бы хорошие проекты, а деньги всегда найдутся.

Вспомним, как США недавно действовали в разгар экономического кризиса — вернули в страну промышленное производство. Провели реиндустриализацию страны. А еще резко активизировали переговоры о создании евроатлантической зоны свободной торговли. Вот где настоящий Клондайк — это пространство от Лиссабона до Владивостока, которое надо «заселять» инфраструктурой, новыми производствами, совместными проектами. И все это надо начинать делать уже сейчас, не упуская шанс.

...Помните, как это было с «золотой лихорадкой» в Америке — одни ссыпали золотой песок в мешки, а другие инвестировали средства в развитие железной дороги. Именно открытие трансконтинентальной дороги, связавшей Атлантическое и Тихоокеанское побережья, оказало революционное воздействие на развитие американского Запада. Сможет ли «валютная лихорадка» оказать такое же стимулирующее действие на развитие европейского востока? Вызов принят, и теперь свою состоятельность надо доказать на деле, а не только патриотическими призывами о превосходстве «русской духовности». Впрочем, это уже совсем другая тема.


Советская Белоруссия №240 (24621). Среда, 17 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter