Прибыльно место пусто не бывает

Особенно это заметно автолюбителям: летом оживляются загородные трассы. И происходит это за счет увеличения не только потока транспортных средств, но и количества придорожных торговцев, которые просто оккупируют обочины, наперебой предлагая проезжающим все, что успело вырасти в лесу или на приусадебных участках. К слову, спрос на придорожные ягодки-грибочки есть всегда. Даже сейчас, когда практически каждый городской рынок завален овощами и фруктами, машины то и дело останавливаются у обочин. Сочетание почти идеальное: покупателя привлекает удобство попутного “сервиса” и низкая цена продукции, а продавцов — пусть не очень значительная, но прибыль, а для торгующих старушек — еще и возможность пообщаться с людьми. В последнее время на трассах оборудованы специальные места, где торговля может осуществляться без проблем.

Полдень... Жара... Асфальт на трассе Витебск — Минск вдалеке так блестит, что, кажется, дорога расплавилась. С левой стороны шоссе показался торговый ряд. “И охота же людям по такой погоде томиться в ожидании покупателей”, — мелькнула мысль, когда увидел обнаженные торсы мужчин-коробейников. А потом разобрало любопытство: “Чем торгуют, почем?” Притормозили...
Около десятка мужчин и женщин — жителей Логойска торговали земляникой и черникой. Попробовал — вкусная. Но сладкая ягода оказалась с горчинкой, когда узнал цены. Литровая баночка что земляники, что черники — 10 тысяч рублей. Заметил продавцу: мол, на рынке дешевле. Сергей Анатольевич, так представился продавец, парировал тем, что на рынке эти ягоды, возможно, и дешевле, но, кто знает, откуда их привезли? А здесь ягода чистая, что подтверждают и специалисты санэпидемстанции, регулярно наведывающиеся на эту точку придорожной торговли у развилки нескольких дорог неподалеку от Логойска.
“У нас землянику покупали и Леонид Борткевич, и Василий Раинчик, — с гордостью говорит Сергей Анатольевич. — И вообще, никто не жаловался на качество ягоды”. Далее мой визави поведал, как они с женой, которая была чуть поодаль за прилавком, встают ни свет ни заря, чтобы успеть не только собрать ягоды (на три литра у них уходит около 5 часов), но и продать их в товарном виде. Труд и в самом деле нелегкий, поскольку не понаслышке знаю, как достаются эти дары леса.
Но окупается ли трата времени и сил? “Вчера удачный был день, — рассказывает супруга Сергея Анатольевича Маргарита Викторовна. — За полчаса все продали, сегодня — пока ничего. Вообще в будний день торговля идет не очень бойко, машин мало проезжает. В выходные дни покупателей всегда больше. Если не продаем, то едим ягоды сами, для здоровья полезно”. Сергей Анатольевич поясняет, мол, самая лучшая торговля тогда, когда на прилавок есть что выложить и кроме ягод — фрукты, овощи, грибы. Но на них еще не сезон, поэтому приходится торговать тем, что есть.
В этот момент подошла молодая женщина с лисичками. “Почем грибы, хозяйка? — интересуюсь у нее. “А сколько дадите?” — вопросом на вопрос отвечает молодка. Потом, подумав, предложила пол-литровую баночку лисичек за 5 тысяч рублей. Может, и купил бы, да уже Сергей Анатольевич с женой уговорили взять у них землянику. Поскольку я был у них первый покупатель, то отдали они литровую банку ягод со скидкой — за 8 тысяч рублей. Земляника и впрямь была вкусная.
Конечно, при всей заметной выгодности — и для продавцов, и для покупателей — придорожной торговли возникает и немало вопросов “в тему”. Прежде всего качество придорожного товара волнует медиков и санитарно-эпидемиологические службы. Употребление в пищу впитавших в себя выхлопные газы от проезжающих автомобилей грибов и ягод, по утверждению первых, может сказаться на здоровье в виде аллергических реакций и снижения иммунитета. Это уже не говоря о вероятности содержания в “витаминных” ягодах радионуклидов и прочей нечисти.
В Республиканском центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья придорожное явление вообще строго назвали стихийной торговлей и напомнили, что по правилам каждая партия реализуемого товара должна пройти сангигконтроль. (Трудно, конечно, представить, что деревенская бабка выращенную на огороде клубнику повезет в район на экспертизу, а потом — на продажу: она больше потратит на дорогу, чем заработает. Сами же проверяющие к бабушке домой, понятное дело, не поедут. Но тут уже выбор за покупателем: или ехать на рынок за проверенными дарами леса, которые далеко и дороже, или покупать непроверенные, но которые дешевле и к тому же по пути.) Бьют тревогу и защитники природы: нередко при сборе той же черники с целью собрать как можно больше за короткое время люди используют так называемые “драпачи”, после которых от черничника нередко остаются одни воспоминания и на месте “охоты” несколько лет ничего не растет.
Кстати, на несанкционированную придорожную торговлю свой скептический взгляд и у сотрудников ГАИ. Дело в том, что торговля на обочинах негативно сказывается на безопасности дорожного движения: она отвлекает внимание водителей и приводит к созданию аварийных ситуаций. Кстати, случаев аварий, причиной которых стал такой “шоппинг”, на памяти гаишников не так и мало. Например, самая типичная ситуация выглядит так: одна машина устанавливается у обочины. Пока хозяин авто делает покупки, следом едет еще один автомобиль, водитель которого тоже решает затариться дешевенькими фруктами и, заглядевшись на представленный ассортимент, неудачно припарковывается... прямо в багажник первого “железного коня”. И это еще облегченный вариант развития событий, потому как нередко отвлекшиеся водители вообще вылетают на встречную полосу. К слову, от небезопасного расположения у дороги часто страдают и сами торговцы. Именно ГАИ в свое время стало инициатором строительства оборудованных для торговли придорожных павильонов в безопасных местах. Ведь понятно: ягодно-грибной бизнес в Беларуси стал уже настоящим народным промыслом, который легче легализовать, нежели с ним бороться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter