Олег Сморчков также рассказал, что в одном из последних сообщений от полярников руководитель экспедиции Алексей Гайдашов предложил проработать вопросы, связанные с оснащением белорусской полярной станции тяжелой техникой. К технике, которую предстоит приобрести Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды для применения в Антарктиде, будут выдвинуты повышенные требования по коррозионной и морозоустойчивости. Это необходимо для того, чтобы машины и оборудование успешно функционировали в условиях низких температур. Для транспортировки техники на материк нужно, чтобы она была сборно-разборной, подчеркнул специалист. «Все оборудование доставляют на материк с кораблей вертолетом, -- разъяснил Олег Сморчков. -- А его максимальная грузоподъемность -- 2 тонны. Поэтому вес узлов агрегатов не должен быть больше».
Сейчас специалисты Минприроды изучают варианты сотрудничества с возможными поставщиками машин и оборудования. Вероятнее всего, большую часть техники разработают и поставят белорусские предприятия. К примеру, полярникам понадобится тягач на основе соответствующей модели Минского завода колесных тягачей, гусеничный трактор на базе «Беларуса», фронтальные погрузчики «Амкодора»… На МАЗе разрабатывают вездеходы, предназначенные специально для полярных экспедиций. Кроме того, белорусы собираются закупить и российскую технику, уже испытанную соседями -- снегоболотоход и вездеход на воздушной подушке. Планируется, что первая поставка техники на материк состоится уже во время следующей экспедиции. По словам начальника Республиканского центра полярных исследований, сейчас перед нашими полярниками стояла задача испытать в полярных условиях белорусскую дизель-электростанцию. Пока она не подвела. Основной же целью белорусских полярников в Антарктике является подготовка "Горы Вечерней" для следующих белорусских полярных экспедиций. В перспективе Беларусь планирует командировать в Антарктику группу специалистов из 14 человек. Сейчас полярники ремонтируют жилые и служебные помещения базы. На прошлой неделе был установлен ретранслятор УКВ-связи в районе станции «Молодежная». Члены экспедиции также проводят озонометрические и метеорологические исследования. Полученная информация еженедельно отправляется в Беларусь, где используется для составления прогнозов погоды. В будущем научные работы в Антарктике предполагается расширить.
53-я российская антарктическая экспедиция завершится в апреле 2008 года. Результаты проведенных белорусскими полярниками исследований изучат не только ученые нашей страны, но и международные эксперты. Беларусь представит собранный в Антарктике материал в комитет Международного полярного года, где он будет учтен в качестве научной деятельности, проводимой Беларусью согласно международным обязательствам республики по Договору об Антарктике.