Приблизить блага к человеку

Валерий Иванов — человек в регионе известный. И не только потому, что, по выражению одного из симоновских героев, на его фамилии страна держится.

Валерий Иванов — человек в регионе известный. И не только потому, что, по выражению одного из симоновских героев, на его фамилии страна держится.

Трудовая биография Валерия Николаевича, особенно в последние годы, связана с теми регионами и хозяйствами, где складывалось трудное положение. Его “бросали” на прорыв.
Сейчас  он руководит Шкловским районом. Уже второй созыв является членом Совета Республики Национального собрания.
О том, как пойдет аграрная реформа на Шкловщине, какие видения  перспективы у руководителя, и беседует наш корреспондент  с председателем райисполкома Валерием ИВАНОВЫМ.

— Валерий Николаевич, вы участвовали в работе недавнего республиканского совещания в Брестской области. Какие мысли появились?
— В Закозельске был продемонстрирован примерный образец агрогородков, которые сейчас начали создаваться в Беларуси. Главная задача этих новообразований, хотя нового в них не так много, как может показаться, — обеспечение в полном объеме нормальных условий развития сельскохозяйственного производства, создание надлежащих условий жизнеобеспечения сельчан. Отмечу, что на Шкловщине по уровню обустроенности и по соответствию всем требованиям, которые к ним предъявляются, таких агрогородков пока нет, но близкие к ним имеются. Потребуется определенная доводка — и у нас будет не хуже.
Кстати, уже нынче запланирована сдача трех социально-экономических центров в ЗАО “Александрийское”, “Большие Славени” и ОАО “Говяды-агро”. Всего же районная программа предусматривает устройство 13 агрогородков.
— Доводка сельских поселков до уровня требований — все-таки не капитальное строительство. Неужели районная программа не предусматривает возведения крупных объектов?..
— Не только предусматривает. В некоторых хозяйствах пройдет кардинальная перестройка всего производства. Ведь главная часть программы — производственная, а уже на ее базе — социальная. Так вот, по первой составляющей в каждом сельхозпредприятии будут проведены реконструкция существующих или строительство крупных животноводческих ферм с современной технологией, обустройство машинных дворов и крупных зерносушильных хозяйств. Только один пример: в Александрии запланировано строительство двух животноводческих комплексов на 1600 голов скота.
То же — и в социальной сфере, в дорожной сети. Кстати, дорожники уже заканчивают свое дело, освоив выделенные средства.
— Обустройство агрогородков потребует немалых капвложений. А их, ко всему прочему, еще необходимо будет освоить. Найдутся ли строительные мощности для этого?
— Точную цифру капвложений пока назвать трудно. Жизнь вносит свои коррективы. Однако, по предварительным подсчетам, потребуется около 100 млрд. рублей.
Уже сейчас при райисполкоме создан штаб по координации осуществления программы возрождения села во главе с руководителем исполкома. Заседания его проходят ежедневно. В дело вводятся любые организации, в которых есть необходимость. Поэтому, поскольку в районе нет (и не было) своей крупной строительной организации, общие работы производятся с помощью строительных подразделений РПО ЖКХ, отдела культуры, в которых они имеются. А основным подрядчиком выступает Круглянская МПМК-266 — это партнер, проверенный многолетним опытом сотрудничества. Поэтому и сейчас нет оснований сомневаться в том, что он не подведет.
— А каковы теперешние преобразования в аграрном секторе? Ведь ожидать того, что с обустройством агрогородков произойдет чудо и все изменится к лучшему, не приходится...
— Мы и не ожидаем. Не только планируем, но и практически действуем. Каждому предприятию будет четко определена специализация производства, появятся новые направления. И на каждый вид производства — своя программа развития. Скажем, на базе нынешнего “Городца” прорабатываем возможность создания тепличного комбината, чтобы снабжать шкловчан ранними овощами. И то, что райцентр слывет огуречным краем, ничуть этому не помешает. У СПК “Александрийское” появится также новое производственное направление — там предполагается заложить большой сад. Я неравнодушен к рыбоводству. А почти в каждом хозяйстве нынче есть либо искусственные, либо естественные водоемы. Но они в целях рыбоводства не используются. Поэтому тщательно рассмотрим возможности их зарыбления и выращивания прудовой рыбы. Надо, чтобы наш отечественный карп был значительно дешевле импортной селедки и его хватало во все поры года.
Определенная переспециализация — не чья-то прихоть. Необходимость ее диктуется процессом реформирования сельхозпроизводства, которое проходит в районе. Основные его направления — слияние экономически слабых хозяйств с более крепкими, а также присоединение сельхозпредприятий к промышленным. Сейчас в районе 18 колхозов и совхозов, а будет 13.
У обоих направлений есть положительные черты. Однако лучшие результаты пока приносит симбиоз аграриев с индустрией. Например, республиканское объединение “Амкодор” взяло под свое крыло ЗАО “Любиничское”, откровенно слабое хозяйство (бывший колхоз им.Фрунзе). Буквально в считанные месяцы производственная ситуация там очень изменилась. Поголовье скота увеличилось на 1600 голов. Люди стали получать приличную заработную плату и вовремя.
И такой пример не единичный. Объединение “Могилевоблгаз” присоединило к себе СПК “Сипаково” — и дела пошли в гору. Могилевский завод “Электродвигатель”, что называется, выводит в люди бывший колхоз “Ударник”. Национальный банк Республики Беларусь взял шефство над “Александрийским” — сельхозпредприятие заработало результативно.
Но, пожалуй, уникальным можно назвать присоединение к объединению “Райагросервис” четырех (!) хозяйств. Само объединение в результате известной реформы впитало в себя пять организаций. Да еще и четыре колхоза “пристегнули”. Пашни у этого конгломерата стало почти 12 тысяч гектаров. Нынче его хлеборобы замахнулись на 20-тысячетонный валовой сбор зерна, что вполне по силам, поскольку зерновые в объединенном сельхозпредприятии посеяны на 5 тысячах гектаров. А ведь прежде поля этих хозяйств называли “лесостепью”: мол, на таких землях невозможно вырастить приличный урожай. Сейчас оказалось, что возможно. Как и производить в день до 13 тонн молока, увеличив надои вдвое.
Вместе с производственными успехами пришли и социальные изменения. Заработная плата тружеников выросла в пять раз, от работы не стали бегать, ее стали просить.
Замечу, что и капвложений, которые потребуются для обустройства агрогородков и о размерах которых уже упоминалось, не изыскать, если не помогут промышленные предприятия, которые таким образом связали свою судьбу с селом.
— Давайте теперь коснемся социальных преобразований. Совершенствование техники и технологии высвободит немало рабочих рук. Значит, сельская безработица возрастет?..
— Хотел бы уточнить происхождение безработицы в деревне. Она, в сущности, блеф. Безработные в аграрном секторе только те, кто не хочет работать. Село всегда испытывает потребность в рабочих руках. Чтобы ее удовлетворить, хозяйства нередко обращаются в городские центры занятости. А что же свои? В любом колхозе или совхозе для сельчан дело найдется. Было бы желание. К сожалению, могу предположить, что у кого его нет сегодня, не будет и потом, какие агрогородки им ни устраивай.
— Программа возрождения села выдвигает довольно большие требования по обустройству сельской инфраструктуры. Как она будет реализовываться на Шкловщине в этой части?
— В основу положен принцип целесообразности. Рассчитывается перспектива каждого агрогородка. Если, скажем, по этим расчетам существующая школа через три-четыре года станет мала для количества детворы, — а это возможно подсчитать довольно точно, — то построим новую, большей вместимости. Если такое строительство преждевременно — обновим и отремонтируем уже существующую. Так же и с клубными помещениями, библиотеками и т.д.
Пока выходит так, что в новом строительстве тут потребности нет. Но что их не будет, я бы утверждать не стал. Молодежь сейчас не так уж комфортно чувствует себя в городе, особенно с точки зрения обеспечения жильем. В селе же такой проблемы не существует. Только в деревне Александрия в будущем году мы планируем ввести 35 домов для молодых семей. Думаю, они пустовать не будут. Также немалое жилищное строительство предполагается в других агрогородках.
— Если все блага по типу городских аккумулируются в центрах хозяйств, то как быть жителям малокомплектных отдаленных деревень? Пребывать в прежнем состоянии?
— Ну, в “прежнем состоянии” пребывать им недолго. В таких населенных пунктах осталось по три-пять домов, а в них — в основном старики. Что же касается их якобы забытости, то с таким утверждением согласиться не могу. Раньше, чтобы получить нормальную медицинскую помощь, им приходилось ездить в райцентр, купить необходимые лекарства — тоже, за каждой бытовой потребностью — опять туда. А с устройством агрогородков эти блага к ним приблизятся значительно. В каждом центре — амбулатория с врачом общей практики, стационар на несколько мест. Не будет проблем с обеспечением медикаментами, услугами быта, торговли и культуры. Вот и судите...
Обобщая, замечу, что даже первые шаги реализации программы показывают ее безусловную правильность и своевременность. Перед селом, в том числе и на Шкловщине, открываются новые перспективы. Осталось лишь их успешно осуществить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter