Приближая браславский ренессанс

По словам местных жителей, колокола костела в Слободке были отлиты из чистого серебра, но ни коммунисты, ни фашисты, ни местные кладоискатели их так и не нашли
Во времена нашей беззаботной городской жизни мы с мужем очень любили путешествовать. Хорошей отдушиной в веренице работа—события—люди—машины было предвкушение отъезда. Планирование маршрута, выбор остановок, изучение новых фраз, упаковка багажа, а потом и сама поездка. Это прекрасные переживания. Теперь наши путешествия гораздо короче: с приобретением все большего количества животных мы потеряли мобильность. И дальние поездки стали невозможны. Нам очень повезло, что неподалеку есть латвийский Даугавпилс, куда можно съездить на денек, посидеть в тихом кафе, пройтись по магазинам, погулять по парку и крепости, а к вечеру вернуться домой. Получается однодневное мини-путешествие, но и его позволить себе мы можем нечасто.

А ТАК как открывать далекие края в ближайшем будущем не получается, мы стали активно интересоваться историей места, в котором живем. Где, кроме природного разнообразия, до наших дней дожили и исторические памятники, красивейшие церкви, костелы, здания и мосты. Заглянув в исторические справки, открываешь былые величие и значение браславских земель, которые всегда находились на пересечении торговых направлений и даже были весомым ответвлением пути «из варяг в греки». Но, помимо официальной истории, есть история устная, порой граничащая с фольклором, передающаяся из поколения в поколение.

Например, легенда о колоколах белого костела в Слободке. По словам жителей, отлиты они были из чистого серебра. Перед тем как на территорию бывшей Польши вошла Красная Армия, колокола сняли и закопали, возможно, в одном из подземных ходов под озерами, которые были очень популярны несколько веков тому назад. Те колокола искали многие — и коммунисты, и немцы, и местные кладоискатели. Однако больше не было никаких сведений о спрятанном от чужих глаз серебре.

Еще местные любят рассказывать, как на этих землях стояла армия Наполеона. Он прославился дорогами, которые и по сей день зовут наполеоновскими. Некоторые участки брусчатки дошли до наших дней в таком состоянии, что по ним не только ходят люди, но и ездят автомобили и тяжелая техника. Мало кто из молодых жителей или туристов знает, что эта брусчатка — фрагменты дороги Варшава—Петербург.

Во времена Наполеона, а может, и задолго до него, вблизи нашего хутора у канувшей в Лету деревни с необычным названием Тироль (Турольня) был родник с живительной водой. За многие километры приходили к нему люди. Считалось, что вода из него лечит недуги и возвращает зрение. По словам местных, к нему приезжали даже из Варшавы, Риги, Краславы, Вильни, других городов и местечек.

В начале прошлого века этими землями владел барон, которого до сих пор вспоминают как рационального, строгого, разумного хозяина. Процветающее хозяйство, система прудов для выращивания рыбы, ухоженный лес, дорожки и мостки через рвы. Вот и живительный родник был под тщательным присмотром. События 1939 года заставили барона с семьей покинуть владения, а Вторая мировая война стерла многие следы былого величия этих краев. Вместо лесных дорог, мостиков и ухоженных лужаек остались ямы от снарядов да солдатские окопы. А люди к роднику все равно продолжали ходить.

На туристической карте современного Браславского района этот родник также отмечен. Однако его не найти. Деревни опустели, и почти не осталось жителей, которые бы ухаживали за ним.

Летом к нам постоянно приезжали туристы из разных регионов в поисках «святого» источника. Мы могли показать только направление, но увидев заросли, люди разворачивались. После очередного отъезда разочарованных туристов на поиски родника собралась маленькая экспедиция: я с мужем, соседка Нина и ее верный песик Бим. Получив ценные указания от старожилов села, отправились в путь. Мы миновали луг с травой выше человеческого роста, бобровые каналы, пробрались через болото и, наконец, нашли похожее место. О том, что здесь бьет источник с целебной водой, — мы бы никогда не догадались. Это больше походило на болото, единственной странностью было его возвышенное положение и отсутствие характерных запахов. Очистив от грязи место, откуда сочилась вода, мы подождали, пока осядет муть, набрали фляжки, отметили расположение на мобильной карте и вернулись домой. Вода оказалась чистой, прозрачной, без малейшего намека на затхлость. Ни через неделю, ни через месяц она не испортилась и уже больше года хранится у нас в прежнем состоянии.

Этот родник надо почистить и сберечь, сделать тропинку, ведь он — часть истории и предмет паломничества людей, пусть даже прошлых поколений.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter