Посещение белорусскими аграриями польского агрохолдинга MROZ

Прибавка по тонне молока в год на корову

Возможны ли в принципе такие невиданные для нас темпы роста и почему Войцех Мроз, успешный руководитель и собственник одноименного польского агрохолдинга, намерен прекратить инвестирование в развитие


После Германии, всемирной выставки «Зеленая неделя-2017» и нескольких перерабатывающих предприятий, наши, наконец, ступили на землю, с которой, собственно, все и начинается. Правда, это была польская земля, ни много ни мало – 10 тысяч гектаров,  частные владения, почти все Войцеха Мроза, хорошо уже знакомого читателям и участникам учебы-семинара «Европейские стандарты в сельском хозяйстве». Его агрохолдинг – уникальный конгломерат десятков самостоятельных предприятий, большинство из которых – сельхозназначения. Очень точно выбран Белорусским крестьянским советом этот адрес и эта личность  в качестве объекта семинара, так как много общего у него с белорусскими агрокомбинатами и предприятиями. Много, но не все. Вот за этой разницей и едут к Мрозу руководители и специалисты белорусского АПК, чтобы научиться предприимчивости и рыночным подходам.


При первом же десанте на ферму нас сразил Томак Павлек. Он – один из главных менеджеров у Мроза, отвечающий за животноводство. На эту ферму, по правде говоря, еще не ступала нога белорусского специалиста, несмотря на уже девятилетний стаж  подобных европейских семинаров. Дело в том, что в Александрувке она только достраивается, и в прежние свои посещения мы много слышали об этом объекте. Нет, он не возник на пустом месте, с нуля, здесь было  небольшое животноводческое помещение. 

Как только Мроз выкупил его вместе с землей, началось строительство. Отдельно замечу: даже имея свой бетонный завод, другие строительные возможности, Мроз, как известно, не возводит многозатратных «дворцов для коров», а предпочитает металлические навесы с крышей, с одной задней стенкой и тентами. Хотя зима в районе Дольска в основном не намного мягче нашей. А вот  куда бетона он не жалеет, так это на территории всех ферм: 40-сантиметровый  настил из него просто обязателен. Ну и уж чтобы больше не возвращаться к рачительности польских коллег, добавлю еще деталь: мало того, что они экономят колоссальные средства на монументальности проектов, так еще две опорные стены соседних навесов одновременно служат каркасом сенажной траншеи.

Участники семинара на ферме «Домбрувка».

А чем сразил всех Томак? Он сказал, что на строящейся ферме пока 1600 голов КРС, из них — 700 коров. Удой от одной — 7,5 тысячи килограммов, слабый результат! Идет формирование стада с тем, чтобы поднять количество коров до 1500, а показатель на одну довести до уверенного удоя по агрохолдингу – 11,3—11,5 тысячи килограммов. За какой период? За три, максимум четыре года. Вы в это верите? Мы тоже усомнились, но польские коллеги сказали об этом как о само собой разумеющемся. Да и как им не верить, если они никогда не говорят лозунгами – только фактами.

Как такое возможно? Все у них, профи своего дела,  просто и гениально: корма, порода, технологии. Управляющий фермой «Александрувка» Томак Литке хочет как можно скорее выйти на уровень, которого давно уже достигли «Шолдры».  Боюсь, он может перекрыть даже ранее намеченные сроки.

И в самом деле, на фермах «Домбрувка», «Шолдры», «Халавы» стабильно находятся на этих позициях. И по надоям, и в откорме. Скажем, в «Халавах» зоотехник Павел Пшибыльски (замещал на время выходного дня управляющую фермой) подробно рассказал о секретах успеха и ответил на все вопросы белорусских коллег. От каждой из 510 коров (общее поголовье 1100) надаивают 11300 килограммов на 26-местной «Карусели» при трехразовом доении. Сколько всего работает человек? 19. Из них врачей? Есть договор с частной ветклиникой, они приезжают по мере надобности. Кто выжигает рога? Зоотехник Пшибыльски, другие работники помогают. Какие планы и задания им доводят? Понятные и посильные: вышел на определенный уровень, держись на нем, поднимись выше. Как работают на ферме? В две смены: первая с 4 утра до часа дня, вторая с часу до девяти вечера, потом заступает сторож. Сколько выходных? В Польше норма 160 рабочих часов в месяц, она выполняется, и все работают, как швейцарские часы.

Управляющая фермой «Шолдры» Барбара МУСЕЛЬСКА знакомит с рационом

Очень показательна при этом роль сторожа. Это не тот человек, ради которого у нас в Беларуси надо держать еще проверяющих. Ночной сторож на польской ферме – очень важная фигура. Он не просто следит за сохранностью и безопасностью поголовья, но и в четыре утра подкармливает его, помогает дояркам и ветеринарам. Стало быть,  зарплата у этой категории животноводов достойная, и они дорожат своей работой.

На самой большой ферме «Шолдры» ее управляющая Барбара  Мусельска не скрывала хорошего настроения. В чем дело? Оказывается, закупочные цены на молоко пошли вверх и достигли 1,6 злотого за килограмм. Если учесть, что ежедневно по агрохолдингу продают до 60 тонн молока, сумма набегает внушительная. Как не понять Барбару: в недалекие и худшие времена за него в Евросоюзе и 60 грошей не давали, есть стимул сегодня работать. 870 дойных коров дают по 11.500 килограммов каждая. В дойном зале «Карусель» на 26 мест уже тесновато, в штабе Мроза принято решение о реконструкции. 

За рационами кормления в конторке Барбары образовалась очередь из наших специалистов, они их записывают, фотографируют, ясное дело, всем хочется таких удоев! Два раза в день кормят, если супергруппа — тогда три. Надо полагать, в этой группе коровы, которые дают по 60—70 килограммов молока в день. Еще один факт: падеж — всего два процента, а на выпойку телят Мроз привез из Новой Зеландии специальные соски. Вот ведь, казалось бы, мелочь, но очень незаменимая штука. Да и зачем изобретать то, что в мире давно придумано.

Здесь, в агрокомбинате Mroz, всегда так. С самого начала его восхождения к рекордным экономическим показателям сам Войцех Мроз, еще владея только 30 гектарами земли, много ездил по миру, изучал чужой опыт, искал и находил поддержку среди иностранных партнеров, заключал с ними взаимовыгодные сделки и вовлекал в совместный бизнес. Начиная с 1995 года, он и его команда начали активно инвестировать деньги в землю. И так последние четверть века, неустанно, целенаправленно и почти без риска. 

Открытые и недорогие коровники агрохолдинга вызывали неподдельный интерес

Но на своеобразной пресс-конференции, на которой присутствовали все без исключения 90 человек — участников учебы-семинара, мне тоже повезло задать несколько вопросов владельцу польского агрохолдинга. Один из них касался заявления пана Мроза, сделанного здесь же, во вступительной части польско-белорусского диалога, по поводу того, что после ввода в строй в июле комбината быстрого питания и завершения строительства фермы в Александрувке он намерен прекратить инвестиции в свое детище. 

С чем это связано? С продолжающимся давлением Брюсселя на крупное и тем самым  не характерное для Польши и Евросоюза сельхозпредприятие? У Мроза и его штаба иссякли идеи, под которые можно было бы вкладывать деньги? Или их, средств, нет вообще?..

Впрочем, о том, что ответил польский «председатель колхоза» своим белорусским коллегам и в чем был еще откровенен с нами, — читайте в ближайшем номере.

От «СГ»

Большая группа руководителей и специалистов  АПК  участвовала в учебе-семинаре в Польше и Германии «Европейские стандарты в сельском хозяйстве», организованном Белорусским крестьянским советом. Группа два дня знакомилась с экспонатами всемирной выставки «Зеленая неделя-2017» в Берлине, посетила целый ряд сельхозпредприятий, провела важные встречи с неправительственными организациями двух стран. В составе делегации – и главный редактор «СГ», член правления Белорусского крестьянского совета (см. его публикации  в «СГ» за 31.01.17 г. и 9.02.17 г.)

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter