Президент России подписал Бюджетное послание на 2013–2015 годы

Деньги в обмен на преобразования

Представляя этот важный документ членам Правительства РФ и руководству Федерального Собрания,  Владимир Путин обозначил его ключевые приоритеты:

– Благодаря ответственной бюджетной политике, которую государство проводило все последние годы, удалось не только преодолеть кризис, но и сформировать хорошую макроэкономическую ситуацию и условия для дальнейшего роста: безопасный уровень госдолга, стабильную национальную валюту, самую низкую за последние 20 лет инфляцию.

– Принципиальная задача – сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости бюджета. Главные факторы риска по-прежнему кроются в высокой зависимости от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья. Необходимо застраховать бюджет от резких колебаний цен на энергоносители.

– С этой целью при планировании расходов федерального бюджета целесообразно основываться не на текущих или даже не на прогнозных котировках, которые постоянно меняются, а на более фундаментальных показателях. Поэтому при верстке бюджета за основу будет браться средняя цена на нефть за пять прошедших лет, причем ежегодно расчетный период будет увеличиваться на один год. Таким образом, через пять лет российский бюджет будет рассчитываться уже исходя из средней цены на нефть за десятилетний период.

Если фактическая цена на нефть оказывается выше средней, то дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд, в случае снижения цены на нефть в бюджет поступят средства именно этого Резервного фонда в объеме недополученных нефтегазовых доходов.

– Будет установлен максимальный размер Резервного фонда. Средства сверх этого объема предлагается направлять в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Предполагается использование части средств ФНБ на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов. При этом финансирование проектов из ФНБ возможно только сверх объемов, необходимых для трансфертов Пенсионному фонду.

– Нужно искать оптимальные решения, которые позволят повысить доходность от размещения наших резервов и при этом, безусловно, минимизировать риски. Вложения денег в инфраструктурные проекты как раз и должны свести риски к минимуму. С этой целью предполагается создание российского финансового агентства, которое будет осуществлять государственную политику в сфере управления суверенными фондами и долговыми обязательствами.

– Необходимо заложить в бюджет на будущий год достаточный резерв для реализации антикризисных мер, если, конечно, такая необходимость появится.

– Оценка персональной ответственности руководителей министерств и ведомств должна основываться и на ежегодном анализе результатов расходования бюджетных средств.

– Эффективность бюджетных расходов должна значительно возрасти и за счет перехода к формированию и исполнению бюджета на основе государственных программ.

– Нужно использовать преимущества открытия рынков для продвижения продукции отечественных производителей и при этом минимизировать возможные риски для российского бизнеса, связанные со вступлением в ВТО. Необходимо предусмотреть в федеральном бюджете на предстоящую трехлетку меры, способствующие адаптации нашей экономики в условиях присоединения к ВТО.
– Уровень налоговой нагрузки для несырьевого сектора повышен не будет.

– Следует не только упростить налоговый учет, но и разрешить использовать документы бухгалтерского учета при предоставлении налоговой отчетности.

– Правительство должно представить предложения по параметрам развития пенсионной системы. Они должны быть учтены при подготовке бюджета на ближайшую трехлетку.

– Важнейшая задача – кардинальное повышение эффективности использования средств, которые государство выделяет на образование, здравоохранение, социальное обслуживание и культуру.

– Внедрение эффективного контракта, где будут четко определены условия оплаты труда и социальный пакет работников в зависимости от качества и объема выполняемой ими работы, позволит увеличить заработную плату врачей, научных сотрудников, преподавателей, работников учреждений культуры и социального обслуживания.

– Общество должно получить полную, объективную информацию о том, в каком объеме и насколько эффективно расходуются государственные средства.

Материал подготовил Игорь КРЫЛОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter