Что стоит за кадровыми переменами в Правительстве

Президент назначил новое руководство Правительства

Интрига последних дней, возникшая после масштабной президентской инспекции в Оршанском районе, разрешилась. Новую рабочую неделю страна начала с обновленным Правительством. Назначая новых людей на руководящие должности, Президент сразу же дал понять, что ждет от них слаженной, командной работы. Критерий ее эффективности один — это благосостояние людей и обеспечение независимости. И никаких отступлений от ранее выбранного курса и модели развития быть не должно, подчеркнул Александр Лукашенко: 

— Согласно Конституции страны Президент в своей предвыборной программе оглашает этот курс. Люди исходя из этого голосуют. И никому не позволено обманывать людей. То, что мы людям обещали, а Правительство было создано именно под этот курс, тот курс должен и проводиться. И главное в нашей политике — народ. Это никакой не популизм. Я всегда это говорил и говорю. В противном случае нам в этой стране делать нечего. Люди — это главное.



Достижение всех постав- ленных целей возможно только за счет дисциплины, сплоченности, профессионализма и ответственности каждого. Александр Лукашенко назвал это важнейшим фактором независимости страны: 

— Мы будем независимы, если у нас экономика будет развиваться так, как следует. Если мы обрушим экономику, никакой независимости быть не может. Никакие словоблудия не спасут нас от разрушения. 

Премьер–министром Беларуси назначен Сергей Румас, возглавлявший до этого Банк развития. Первым вице– премьером стал Александр Турчин, руководивший Аппаратом Совета Министров и Советом по развитию предпринимательства. Заместителем Премьер–министра назначен бывший глава концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко. Президент уточнил, что он будет курировать прежде всего промышленность и энергетику. Заместителем Премьер– министра также назначен Владимир Кухарев, работавший в должности заместителя Председателя Комитета госконтроля. За ним закреплены вопросы строительства, жилищно– коммунального хозяйства, транспорта. Еще одним вице– премьером стал Игорь Петришенко, который до этого возглавлял белорусскую дипмиссию в Москве. В сферу его компетенции войдет весь социальный блок: вопросы здравоохранения, образования, культуры, спорта и другие. 

Президент назначил министром архитектуры и строительства Дмитрия Микуленка. Министром промышленности стал Павел Утюпин.

— Вы знаете сферу, там лет пять проработали, — обратился к новому главе Минпрома Президент. — И очень хорошо, что вы поработали в Министерстве экономики. Для вашей будущей работы это просто прекрасно.

Министром связи и информатизации назначен Константин Шульган.

— Человек дисциплинированный, военный, очень хорошо знающий эту сферу и особенно перспективу развития, связанную с информационными технологиями, созданием большого удельного веса IT–отрасли в экономике, — подчеркнул Президент.

Министерство экономики возглавил Дмитрий Крутой. Для него прозвучало такое напутствие:

— Очень хотелось бы, чтобы Министерство экономики (вы эту организацию очень хорошо изучили) приобрело новое дыхание и было приспособлено к новым реалиям. Это очень важно.

Председателем Государственного военно–промышленного комитета назначен Роман Головченко. К нему Президент обратился с такими словами:

— Вы там работали, хорошо знаете эту сферу. Очень хорошо, что вы побывали на должностях посла в разных странах. Все остальное, чтобы работать в ВПК, у вас есть.

Любопытно, что в руководстве Правительства свой пост сохранил только вице–премьер Михаил Русый, который по–прежнему будет курировать аграрную отрасль.

Очевидно, что никакой спонтанности в кадровых решениях Президента нет и не было. Хотя его рабочая поездка в Оршанский район действительно для прежнего состава Совмина превратилась в провальный экзамен. Однако на самом деле события в Орше стали лишь катализатором принятия решений. Причины же кадровой ротации гораздо глубже. Исходя из высказываний Александра Лукашенко стало понятно, что у прежнего Совмина слова очень часто расходились с делами. На словах полная поддержка озвученного курса, а на деле — волокита, безответственность и нерешительность, желание отдать все на откуп невидимой руке рынка, постоянные попытки скорректировать принятые решения, а иногда и откровенный саботаж принципиальных поручений. В качестве примера Александр Лукашенко привел подходы к приватизации госсобственности:

— Некоторые в Правительстве начали понимать по–другому: давайте быстрее приватизируем государственную собственность, быстрее распродадим. Примем огулом решение, а там разберутся. Кто разберется? Мы что, хотим пойти по пути наших соседей? Так они уже осудили подобную приватизацию, которая проводилась в 1990–х. Такая приватизация в Беларуси не пройдет. Такая приватизация нам не нужна!

Президент еще раз напомнил свою позицию: по каждому предприятию, малому или большому, необходимо определяться индивидуально, прежде чем продавать его акции. Ведь за ними стоят трудовые коллективы. И прежде чем принимать решения о приватизации, надо четко определиться, что принесут стране и людям новые хозяева и инвесторы, будет ли от них толк бюджету, не закроют ли они завод или фабрику, не выкинут ли людей на улицу. Ведь сегодня предприятия производят продукцию, которая востребована на рынках. А это валюта в страну, налоги в бюджет, зарплата людям. Так зачем же рубить или распродавать за бесценок эти производства? Другое дело, что нужна их модернизация, техническое перевооружение, чтобы отдача была еще большей. Такая политика и проводится в стране. Президент привел для примера сельское хозяйство, куда вложили огромные средства:

— Сегодня все говорят: знаете, сельское хозяйство спасло страну. Комплексы молочно–товарные строили, переделывали допотопные фермы. Сегодня все говорят: молочка — это золото. Это не мои слова, это слова специалистов.

Аналогичная ситуация и в деревообрабатывающей отрасли:

— Сегодня она основной драйвер развития нашей экономики. По–моему, 125 процентов роста к уровню прошлого года показывает. Вот такая постепенная спокойная модернизация должна быть. И если уже придется что–то продавать из сельского хозяйства или деревообработки, цена этим предприятиям будет значительно выше.

Александр Лукашенко еще раз подчеркнул, что шоковая терапия — не наш путь. И резать по живому в Беларуси никому не позволено. Наши люди, привыкшие к честности и справедливости, такую политику просто не воспримут. Но в Правительстве не мытьем, так катаньем пытались протолкнуть именно шоковые методы. А поручение увеличить среднюю зарплату в стране хотя бы до тысячи рублей у них вообще вызвало панику, рассказал Президент:

— Мол, это недопустимо. Оказывается, допустимо. Даже при том курсе, который они пытались втюхать нам в Беларуси. Но сколько крови попортили для того, чтобы (лично мне пришлось это делать) убедить Правительство, что люди хотя бы несчастных тысячу рублей среднюю зарплату в стране должны иметь. Что надо подтянуть в этом году самые низкооплачиваемые слои — нянечки в детских садах, медсестры и нянечки в больницах, работники в сфере культуры, социального обслуживания. Их надо сегодня подтягивать выше. Одни формулировки: «мы не можем», «мы не должны», «рухнет курс, страна», «рухнет все». Хорошо, я предложил альтернативу. Давайте тогда вместе с вами будем иметь ту зарплату, которую имеют эти несчастные нянечки. «Да нет, в Правительстве это невозможно, надо менеджерам в Правительстве поднимать заработную плату, и чем выше, тем лучше». Так что же это за справедливость?

Еще один пример — переговоры с МВФ. В этой части у Президента не меньше нареканий:

— С подачи некоторых деятелей в Правительстве начали звучать предложения о том, чтобы мгновенно поднять до 100 процентов оплату населением услуг ЖКХ, приватизировать всю госсобственность. Что бы мы получили? Минимум — недовольство народа и неплатежи. Люди не смогли бы оплатить тот уровень коммунальных услуг, который был бы предъявлен. Поэтому мною был дан ответ на этот вопрос еще в ходе предвыборной кампании: по мере роста заработной платы мы будем потихоньку увеличивать плату за коммунальные услуги со стороны населения. И договорились — пять долларов ежегодно. Нет, этого мало, и начинается волокита на весь мир. Так велись переговоры с МВФ. Президент ставит одну задачу, а здесь опять пытаются протолкнуть так называемую либеральную позицию. Безмозглую позицию. Пришлось мне вмешиваться, приглашать представителей МВФ и заявлять от имени Беларуси, каким путем страна будет двигаться дальше и вести переговоры с международными организациями. И, посмотрите, многие международные организации и банки, ЕБРР понимают нас, кредитуют. Потому что мы обязательные люди. Коль мы одолжили, мы возвращаем эти средства. И никакой волокиты. Но волокита и безответственность стали краеугольным камнем работы в Правительстве. На любое предложение, которое касается жизни нашего общества и жизни наших людей, — «понос» слов: «это не можем», «это не нужно», «задавить», «задушить» и так далее.

По словам Президента, до поры до времени все это было терпимо. Но терпение иссякло, когда в Правительстве перестали исполнять поручения, данные Президентом публично.

Акценты

Немного истории. Еще два года назад Президент поставил задачу сделать из стратегического промышленного узла Орша — Барань — Болбасово эталон развития для других крупных городов. Было дано более сотни поручений, выделили ресурсы, назначили ответственных. Первые результаты должны были продемонстрировать еще в 2017–м. Но вот уже перешагнул экватор 2018–й, и что же по факту? На предприятиях допотопные станки, протекающая кровля, вокруг плесень и свалки мусора. И люди, работающие в нечеловеческих условиях. Естественно, увиденное жутко возмутило Александра Лукашенко:

— Два года назад поставил задачу, два года талдычил им и рассказал, что надо делать. Выходит так: задачу Президент поставил, потом рассказал, как выполнять эту задачу. Видит, что не выполняется, — пошел выполнять сам. Возникает вопрос: зачем такое Правительство?

* * *

Уже после разговора у Президента, общаясь с журналистами, Премьер–министр Сергей Румас рассказал, что основной оценкой работы обновленного состава Совета Министров будет рост благосостояния людей. Все программные документы на пятилетку, которые необходимы для работы Правительства и устойчивого функционирования экономики, приняты. Осталось засучить рукава и действовать. Отмечу, что большинству новых назначенцев еще нет и 50 лет, но профессионализма им не занимать. Такой сплав молодости и опыта наверняка привнесет в работу Правительства новую энергию, что позволит более гибко и оперативно реагировать на вызовы и принимать нестандартные решения.

Сергей Румас известен как опытный финансист и банкир. Он умеет считать деньги и знает, как сделать так, чтобы они приносили отдачу. Эти качества пригодятся новому Премьер–министру в достижении главной цели — увеличить в следующей пятилетке ВВП до 100 миллиардов долларов и на этой основе повысить рост благосостояния людей. Правая рука Румаса Александр Турчин возглавлял не только Аппарат Совета Министров, но и Совет по развитию предпринимательства. Стало быть, разбирается во всех тонкостях диалога власти и бизнеса. Весьма ценный опыт, учитывая, что в стране сделана ставка на раскрепощение деловой активности и развитие малого бизнеса. И в целом, если взглянуть на биографии новых вице–премьеров и министров, видно, что каждый из них дока в тех сферах, которые будет курировать. То есть можно рассчитывать на то, что обновленная, молодая и инициативная правительственная команда достойно справится со всеми задачами и станет «командой роста» нашей экономики, что, безусловно, благоприятно отразится на уровне и качестве жизни людей.

Евгений КОНОНОВИЧ



За строкой биографии

Сергей Румас —  Премьер–министр
Республики Беларусь
Румас Сергей Николаевич


Родился в 1969 году в Гомеле. В 1990–м окончил Ярославское высшее военное финансовое ордена Красной Звезды училище, затем до 1992 года проходил службу в Вооруженных Силах. В 1995–м окончил Академию управления при Кабинете Министров Республики Беларусь.

В 1992 — 1994 годах — начальник учетно–операционного отдела, кредитного отделения, экономического отдела специализированного управления Национального банка Беларуси.

С мая по август 1994 года — заместитель председателя правления КБ «Северо–Запад» города Минска. Затем до 1995 года — заместитель председателя правления АКБ «Содружество» города Минска.

В 1995 — 2002 годах — директор филиалов № 507 и № 514 АСБ «Беларусбанк».

С 2002 по 2005 год — заместитель, первый заместитель председателя правления АСБ «Беларусбанк».

В 2005 — 2010 годах — председатель правления ОАО «Белагропромбанк».

С 2010 по 2012 год — заместитель Премьер–министра Беларуси.

В 2012 — 2018 годах — председатель правления открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь».

Александр Турчин — Первый заместитель Премьер–министра Республики Беларусь

Турчин Александр Генрихович

Родился в 1975 году в городе Новогрудок Гродненской области.

Окончил Белорусский государственный экономический университет и Академию управления при Президенте Республики Беларусь.

В 1997 — 2004 годах работал директором магазина колхоза «Авангард» Новогрудского района, государственным налоговым инспектором, главным контролером–ревизором контрольно–ревизионного управления Минфина по Новогрудскому району и Гродненской области.

С 2004 по 2010 год — начальник финансового отдела, затем заместитель председателя Кореличского райисполкома.

В 2010 году назначен председателем комитета экономики, в 2012–м — заместителем председателя Минского облисполкома.

На должность помощника Президента — главного инспектора по Гомельской области назначен 25 июня 2015 года.

С 16 сентября 2016 года — руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь.

С 1 февраля 2018 года — уполномоченный представитель в Гомельской области. 


Игорь Ляшенко —
Заместитель Премьер–министра
Республики Беларусь
Ляшенко Игорь Васильевич

Родился в 1974 году в городе Очамчира Абхазской АССР. В 1996 году окончил Гомельский государственный университет.

С декабря 1996 года — налоговый инспектор Государственной налоговой инспекции по Советскому району Гомеля.

В 1997 — 1998 годах — инженер второй категории отдела маркетинга Гомельского химического завода. С 1998 по 2006 год — начальник планово–экономического отдела Гомельского химического завода. 

В 2006 — 2013 годах — директор Гомельского химического завода.

С 2013 по 2014 год — первый заместитель председателя концерна «Белнефтехим».

Председатель концерна «Белнефтехим» в 2014 — 2018 годах.

Владимир Кухарев —
Заместитель Премьер–министра
Республики Беларусь
Кухарев Владимир Евгеньевич

Родился в 1972 году в деревне Тимоново Климовичского района Могилевской области. В 1993 году окончил Могилевский государственный педагогический университет имени А.А.Кулешова, в 1999–м — Белорусский негосударственный институт правоведения, в 2012–м — Академию управления при Президенте Беларуси.

В 1993 — 1999 годах — директор Борисовичской неполной средней школы Климовичского района, затем — средней школы № 3 города Климовичи.

В 1999 — 2009 годах занимал различные должности в структурах Комитета государственного контроля.

С 2009 по 2012 год — глава администрации Центрального района Минска.

В 2012 — 2016 годах — первый заместитель председателя Минского горисполкома.

С 2016 по 2018 год — заместитель председателя Комитета государственного контроля Беларуси.

Игорь Петришенко —
Заместитель Премьер–министра
Республики Беларусь


Петришенко Игорь Викторович

Родился в 1965 году в деревне Неглюбка Ветковского района Гомельской области. В 1986–м окончил Вильнюсское командное училище радиоэлектроники, в 1992–м — Военный Краснознаменный институт, в 1998–м — Академию управления при Президенте Беларуси.

В 1986 — 1996 годах проходил службу в Вооруженных Силах.

В 1996 — 2003 годах — на различных должностях в Аппарате Совета Министров Беларуси.

С февраля по август 2003 года — заместитель начальника управления России и Союзного государства Министерства иностранных дел. Затем до 2007 года — советник посольства Беларуси в России.

В 2007 — 2008 годах — начальник управления России и Союзного государства МИД. В 2008 — 2012 годах — первый заместитель министра иностранных дел Беларуси.

С 2012 по 2018 год — Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России, Постоянный представитель Беларуси при Экономическом совете СНГ, Полномочный представитель при ОДКБ по совместительству и специальный представитель Беларуси по вопросам интеграционного сотрудничества.

*  *  *


Михаил Русый —
Заместитель Премьер–министра
Республики Беларусь

Русый Михаил Иванович сохранил за собой пост Заместителя Премьер–министра Республики Беларусь.


Микуленок Дмитрий Михайлович — Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь

Родился в 1973 году. Окончил Белорусскую государственную политехническую академию в 1996 году и Академию управления при Президенте Беларуси в 2006 году.


В 1996 — 2004 годах — инженер, мастер по строительству, производитель работ, начальник производственного отдела строительного управления № 256 Минского арендного предприятия индустриального домостроения «Минскжилстрой» (в 2001 году преобразовано в ОАО «МАПИД»).
С 2004 по 2006 год — главный специалист КУП «Управление капитального строительства Мингорисполкома», заместитель директора по строительству здания Национальной библиотеки КУП «Управление капитального строительства Мингорисполкома».

В 2006 — 2011 годах — главный инженер — первый заместитель директора КУП «Управление капитального строительства Мингорисполкома». С 2011 года являлся директором предприятия.

Утюпин Павел Владимирович — Министр промышленности Республики Беларусь


Родился 17 декабря 1976 года в селе Поповка Хорольского района Приморского края России. В 1998 году окончил Белорусский государственный экономический университет, в 2007 году — Академию управления при Президенте Беларуси.

В 1994 — 1995 годах работал на предприятиях города Борисова: был заместителем директора по внешнеэкономическим связям малого предприятия «Дубль В», с 1995 по 1999 год — начальник отдела внешнеэкономических связей производственно–коммерческой фирмы «УТВ», с февраля по ноябрь 1999 года — экономист планово–экономического отдела совместного белорусско–германско–российского предприятия «Фребор».

В 1999 — 2002 годах — аспирант Белорусского государственного экономического университета. После до 2006 года занимал должности советника и главного советника председателя Могилевского облисполкома.

С 2006 по 2011 год — заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Белшина».

В 2011 году назначен заместителем министра промышленности, в 2017–м — заместителем министра экономики.

Шульган Константин Константинович — Министр связи и информатизации Республики Беларусь


Родился в городе Береза Брестской области. В 1989 году окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище противовоздушной обороны.

С июня 1989 по январь 1995 года проходил службу на должностях инженера третьего отдела войсковой части 51458 и старшего офицера четвертого отдела Государственного центра безопасности информации при Министерстве обороны Беларуси.

Затем по июнь 2008 года занимал должности старшего офицера, главного специалиста, начальника группы, начальника отдела в структуре Государственного центра безопасности информации при Совете Безопасности Беларуси.

В 2008 — 2013 годах проходил военную службу на офицерских должностях в Оперативно–аналитическом центре при Президенте Беларуси. С апреля 2016 года — заместитель начальника ОАЦ.

Крутой Дмитрий Николаевич — Министр экономики Республики Беларусь


Родился в 1981 году в городском поселке Белыничи Могилевской области. В 2003 году окончил Белорусский государственный технологический университет, в 2010 году — Академию управления при Президенте Беларуси.

С августа 2003 по 2004 год — инженер кафедры экономики и управления на предприятиях химико–лесного комплекса Белорусского государственного технологического университета, аспирант вуза.

В 2004 — 2006 годах — ведущий, главный экономист сектора организации оплаты труда и ценообразования управления экономики и инвестиций Министерства лесного хозяйства.

С 2006 по 2014 год — заместитель начальника управления лесного комплекса главного управления агропромышленного и лесного комплексов Министерства экономики, заместитель начальника главного управления агропромышленного и лесного комплексов — начальник управления лесного комплекса.

В 2014 году назначен заместителем министра экономики, в 2017 году — первым заместителем министра.

Головченко Роман Александрович — Председатель Государственного военно–промышленного комитета Республики Беларусь


Родился 10 августа 1973 года. В 1996 году окончил Московский государственный институт международных отношений МИД Российской Федерации, в 2003 году — Академию управления при Президенте Беларуси.

В 1997 — 2002 годах — главный специалист Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь.

С 2002 по 2005 год — заместитель начальника отдела Генеральной прокуратуры. Затем до 2006 года — главный советник управления внешней политики Администрации Президента Республики Беларусь.

В 2006 — 2009 годах — главный советник отдела сотрудничества в сфере международной безопасности, главный советник управления международной безопасности Государственного секретариата Совета Безопасности, советник–посланник посольства Беларуси в Польше.

С 2009 по 2013 год — первый заместитель председателя Государственного военно–промышленного комитета. С 2013 года — Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Объединенных Арабских Эмиратах.

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter