Прежде, чем писать жалобу, стоит собрать... «досье»

Если не предоставлена вся известная информация или указаны непроверенные сведения (слухи)? Стоит ли надеяться на то, что работающий с обращением поймет все сам?

Нередко нам всем приходится решать какие-то сложные дела, обращаясь в различные инстанции: с заявлениями, предложениями, жалобами. Поймут ли по месту обращения, если заявление написано не совсем понятно?

Если не предоставлена вся известная информация или указаны непроверенные сведения (слухи)? Стоит ли надеяться на то, что работающий с обращением поймет все сам?

Может, конечно, быть и такая ситуация, когда все полностью описано в обращении, но в ответе — повод отнестись с недоверием к организации или должностному лицу... А ведь проблема, вполне возможно, в недопонимании. Также в ответе порой содержатся сведения, вызывающие недоумение. Например, указано о факте обращения с вопросом, о котором самому обратившемуся ничего не известно или дается ссылка на неизвестное обстоятельство. О нем хотелось бы знать подробнее (из какого источника получено, например). А ведь все эти вопросы вряд ли снимут последующие многочисленные жалобы в другие инстанции. Скорее всего, еще больше запутают дело.

Не исключен и такой вариант: еще никто никуда не обращался, но услышал, из соседских разговоров, скажем, что кому-то дали льготу. А потом услышавший начинает забрасывать всех сначала заявлениями о тех же благах для себя, а потом и жалобами (ему, мол, отказывают).

На помощь приходит Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации». Он гласит, что белорусам гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды в установленном законодательством порядке. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы — в порядке, установленном законодательством.

Но стоит иметь в виду: информация есть двух видов — общедоступная и та, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится: информация о частной жизни физического лица и персональные данные; сведения, составляющие государственные секреты; информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну; информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу; иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.

К общедоступной информации относится вся иная информация, доступ к которой, распространение и (или) предоставление не ограничены.

Предоставление общедоступной информации осуществляется по запросу заинтересованного лица. Запросы адресуются в устной или письменной форме. Предоставление заинтересованному лицу общедоступной информации по запросу может быть посредством устного изложения запрашиваемой информации; ознакомления с документами, содержащими запрашиваемую информацию, или выписками из них; предоставления письменного ответа (справки), содержащего (содержащей) запрашиваемую информацию.

Что же делать, если вам отказывают в получении нужной информации? Знайте, что это уже административное правонарушение! А незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной информации, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, считается уголовным преступлением. Наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности.

Подытожим...

Таким образом, если вы уже приняли решение писать заявление, предложение или жалобу, не поленитесь узнать как можно больше. Возможно, придется сделать устный или письменный запрос. Постарайтесь четко все изложить, чтобы не получить двусмысленный ответ. Если же имеется несколько вопросов, то разделите их на пункты. Так, подробное изучение вопроса о предоставлении льготы вообще в целом может избавить вас от необходимости настойчиво добиваться того, что вам, в принципе, не положено... А значит, уменьшится количество бесполезных жалоб в разные инстанции.

Получен совсем не ожидаемый вами ответ на обращение? Подождите с негативными эмоциями. Нужно просто прояснить то, что непонятно, не затягивая излишне время, чтобы не пропустить срок обжалования. Например, когда в ответе содержится факт, о котором ничего не известно заявителю, можно просто задать вопрос, из какого источника он известен тому, кто давал ответ. Попутно можно еще многое выяснить. И, если потребуется, написать действительно обоснованную жалобу. Когда же будут выяснены все интересующие вопросы (получена необходимая информация), не исключен вариант: может отпасть сама необходимость в написании жалобы.

Татьяна ЖМИНДА, студентка юридического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter