Прейскурант не должен причинять боль

Минздрав намерен навести порядок в оказании платных услуг
Минздрав намерен навести порядок в оказании платных услуг

Прошло три года с тех пор, как началась кампания по расширению платных услуг в государственной медицине, а с прейскурантами, вывешенными в вестибюлях на самом видном месте, пациенты никак не смирятся. И, похоже, правильно делают. Минздрав намерен навести порядок на этом «взрывоопасном перекрестке», разведя по разным дорогам тех, кто может платить за медицинское обслуживание, и тех, кто целиком полагается на гарантии государства.

Типичная сценка из недавнего прошлого. Кабинет окулиста осаждают двое. Пациент, записавшийся на прием в 7 утра, и «платник» с чеком. У каждого своя правда, и никто не хочет отступать. Вот–вот сойдутся в рукопашной... Или того хуже — инвалид отсиживает огромную очередь, хотя под боком пустует платный кабинет, оборудованный за бюджетные средства. Безусловно, совсем не такую картину видели перед собой теоретики, когда открывали шлагбаум перед коммерческими веяниями в государственной медицине. Но на практике платная услуга сегодня, как правило, сводится к одному — внеочередному приему или обследованию. Часто в ущерб другим больным, которые волей–неволей начинают чувствовать себя «людьми второго сорта». Впрочем, не они одни недовольны таким порядком. Врачам скандалы под дверью тоже ни к чему, более того, от услуги «по прейскуранту» лично им идет сущая мелочь, есть она или нет — от этого, по большому счету, никому ни холодно, ни жарко. Сам за себя говорит тот факт, что в 2003 году каждый белорус из собственного кармана оплатил услуги государственной медицины в среднем на... 4,7 тысячи рублей. Казалось бы, на фоне выделенных здравоохранением сумм на одного жителя — мизер, совершенно не стоящий испорченных нервов.

Как видите, причин, чтобы «разрулить» ситуацию, у Минздрава немало. И выход нашли такой: «коммерцию» в больницах и поликлиниках свернуть, переведя в государственные унитарные предприятия — предприятия со своим директором и бухгалтером, где рассчитывают рентабельность и получают прибыль. Министр здравоохранения Людмила Постоялко заявила, что уже к концу года в каждом регионе появится не менее двух таких центров — по сути, альтернативных частным структурам.

Как всегда, впереди идет Минск. Здесь, по словам председателя городского комитета здравоохранения Дмитрия Пиневича, за последнее время «коммерческий» перечень «похудел» ровно вдвое. Есть уже и образец государственного предприятия, где профессионализм и полный хозрасчет удачно сочетаются третье десятилетие. Это Клинический центр пластической хирургии и медицинской косметологии. Цены, как смеются его работники, — студенческие, услуг в прейскуранте — более 300. Сюда идут и стар, и млад. У врача–косметолога Светланы Бобковой, например, самому юному пациенту было 8 месяцев, самому старшему — 93 года. В среднем центр принимает по 300 человек в день из всех уголков страны. Наплыв желающих такой, что здесь уже всерьез подумывают о расширении площадей. Что и говорить, пример обнадеживающий. На подобные рельсы планируется поставить еще несколько минских поликлиник. Например, 7–ю, где можно сосредоточить платные медосмотры работников предприятий с вредными и опасными условиями труда. Опыт в этом смысле у нее большой — как–никак это бывшая медсанчасть мотовелозавода. Уже сейчас, как рассказала главный врач Алла Салова, поликлиника способна конкурировать с коммерческими центрами в модной нынче нише «выездных профосмотров»: Минский комбинат хлебопродуктов заказал для своих рабочих окулиста, «Элема» — гинеколога. Выгода очевидна, ведь консультация стоит в эквиваленте всего 1,5 доллара, тогда как у «частников» 5, а то и все 10. По задумке, именно конкуренция между государственными унитарными предприятиями и коммерческими фирмами должна принести свои плоды. У нас ведь и в частных центрах обслуживается только 3 процента населения, больно расценки «кусаются». Вступят в борьбу за клиента–пациента хозрасчетные клиники с разумным прейскурантом — глядишь, и цены вниз поползут, и ответственность врачей за дело рук своих вырастет.

Впрочем, есть и скептики. Они говорят, что далеко не барствующим медучреждениям грех отказываться от дополнительных поступлений, что место легальных платных услуг займут «серые» — в виде злополучных конвертиков и подношений. А «серый» рынок не выгоден никому — ни государству, ни частнику, только самому тандему «несущий — берущий». В общем, государственной и коммерческой медицине есть что обсудить сообща. И минские власти уже готовят большое совместное совещание, чтобы от позиции «параллельных курсов» перейти к плодотворному сотрудничеству. С одной стороны, государство не скрывает, что собирается помочь в развитии негосударственного сектора медицины, с другой — предупреждает, что будет жестко карать за любые отступления от правил. Сработает ли на сей раз политика кнута и пряника? Вот в чем главный для пациента вопрос.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter