«На контроле Президента»: переработка вторсырья

Превратим отходы в доходы

Несколько месяцев назад мировая пресса сообщила об очередном случае гибели кита. Морского гиганта выбросило на берег, в его желудке обнаружили 40 килограммов пластика. Но это лишь штрих — мусор давно вышел за границы контейнера и полигона. Так называемый Мусорный остров в Тихом океане в три раза превышает территорию Франции. В нашей стране тема мусора и его переработки также весьма актуальна. Именно ей посвящен очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедший в эфире канала «Беларусь 1».

Если в 2010 году воспользоваться услугой по раздельному сбору мусора могли немногим больше 50% белорусов, то сегодня — 92% населения.

В одном из спальных районов Могилева новостройки уже на стадии проекта возводили с прицелом на экологию и экономию: все они без мусоропровода. Зачастую именно его называют «убийцей раздельного сбора отходов». С этим злом в нашей стране начали бороться еще два года назад, изменив тарифы на ЖКУ. Нет мусоропровода — коммуналка «тоньше». Тогда же во дворах стали модернизировать контейнеры, появились крытые и даже подземные, рассказывает директор Спецавтопредприятия Могилева Геннадий Иванченко:

— Они представляют собой заглубленную герметичную емкость. Туда вставляется мешок, в котором и накапливается мусор. Объем — 5 кубометров, что равно пяти контейнерам открытого типа, которые стоят на площадке.



Сама конструкция (без установки) стоит чуть менее 3 тысяч рублей. Сегодня таких контейнеров около 350 по всей стране.

Первые робкие попытки перейти на раздельный сбор мусора в Беларуси были сделаны в начале 2000-х. Именно тогда на улицах дебютировали разноцветные контейнеры для бумаги, стекла и пластика. Поставить поставили, а разъяснить забыли, эксперимент провалился. К вопросу вернулись уже в 2009-м — подготовленными, с принятой госпрограммой по сбору и переработке вторсырья. И вопрос: «Зачем?» — теперь не стоит. 

Мусороперерабатывающие заводы есть в Гомеле, Могилеве, Барановичах, Бресте, Гродно и Минске. Витебск — единственный областной центр, где такого предприятия нет. 100 тысяч тонн городского мусора попросту закапывают на полигоне. Но уже в следующем году ситуацию обещают изменить. В Витебске строят завод с полуавтоматической сортировкой смешанных твердых отходов. Планируется, что работать он будет в две смены со штатом в 113 человек. Из вторичных материальных ресурсов начнут извлекать макулатуру, стекло, ПЭТ-бутылку, металлы, пленку. Со склада их будут забирать перерабатывающие заводы, расположенные в других городах нашей страны.

Процесс переработки пластиковых отходов на КУП «Экорес».
фото  белта 

Вот другое предприятие — резидент свободной экономической зоны в Могилеве. 16 лет назад инвестор из Австрии открыл в Беларуси завод по утилизации пластика. Сегодня его мощности настолько велики, что сырье закупают в России, Венгрии и даже на Кипре. Но управляющий предприятием Денис Католиков говорит:

— Есть сложности с переработкой некоторых видов упаковки — так называемой технической тары. На сегодняшний день маркетинг идет впереди экологии, мы технологически и технически не успеваем за теми решениями, которые применяются маркетологами: разные виды клея, разбрызгивателей.

На этом заводе в Могилеве через сортировку проходит 200 тонн содержимого контейнеров. 80% после попадает на свалку. Уже в ближайший год здесь планируют внедрить две новые технологии: будут перерабатывать ПЭТ-бутылку во флекс, а из грязного полиэтилена с добавлением песка делать плитку. Но и это будет лишь малая часть.
Ежедневно в мире образуется 3,5 миллиона тонн отходов. И это в 10 раз больше, чем еще век назад. Экологи прогнозируют: к концу столетия планка достигнет 11 миллионов тонн.
Наглядный пример того, как не должен выглядеть полигон, — в Дзержинском районе. Начальник районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Дмитрий Терешко отмечает:

— Здесь слабо развита выемка вторичных материальных ресурсов. За год моей работы здесь Дзержинское ЖКХ именно по полигонам привлекалось более 16 раз. Сумма штрафов — более 20 тысяч рублей.

Еще одно нарушение — несвоевременная песочная отсыпка. Грубо говоря, должен получаться «слоеный торт». Рядом — сельхозугодья, садовые товарищества, деревни, до самого Дзержинска рукой подать. Отходы гниют — разносится запах, подул ветер — они и вовсе летят на дороги. Уже к концу года здесь планируют приступить к строительству второй очереди полигона (всего предусмотрено три).

Разработать долгосрочную программу по рекультивации и закрытию полигонов, а также внедрению новых подходов к обращению с отходами Президент потребовал в октябре 2017-го во время республиканского семинара по ЖКХ:

— У нас не так много свободной земли, чтобы строить полигоны и складировать на них мусор. Тем более вам показали самые современные образцы и подходы к этому делу. Мы знаем, что это за полигоны и мини-полигоны. Летая над страной, я это очень хорошо вижу. Действуйте!

Заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Виталий Смирнов информирует:

— В 2010 году более 3.500 мини-полигонов было у нас в стране, сегодня — 845. Но и это много, в ближайшие годы планируется их полная ликвидация.

По сути, мини-полигоны — те же стихийные свалки, с которыми борются и коммунальщики, и экологи, и контролеры. Начальник управления КГК Могилевской области Дмитрий Захаров появление таких свалок объясняет проблемой в мышлении:

— Мы все должны понять: если мы захламляем земли общего пользования, мы захламляем свой дом. Даже если он в километре или двух отсюда.

Действующий полигон вблизи Фаниполя — основной для всего Дзержинского района. Второй полигон — Дзержинский — в ожидании второй очереди, поэтому теперь именно сюда свозят отходы со всей округи. Полигон уже заполнен на 80%.
Помочь разрешить подобные ситуации должны так называемые региональные комплексы. Это сразу и завод с сортировкой и переработкой, и примыкающий к нему полигон. Таких центров к 2025 году в Беларуси планируют построить около 30. 
А уже в этом начнется строительство первого для Беларуси мусоросжигательного завода в Минске. Именно в столице образуется около четверти отходов от общего количества по Беларуси. Ежегодно там смогут перерабатывать около 500 тысяч тонн вторматериалов и производить тепловую и электрическую энергию. В перспективе такие заводы могут появиться во всех областях.

По некоторым оценкам, до четверти всей нефти идет на пластиковую посуду. Тратятся ценные ресурсы, при этом социальная значимость таких товаров невелика. К тому же отдельные виды пластика разлагаются до тысячи лет. В мае в сети запустили прямую трансляцию разложения пластиковой бутылки — и вряд ли мы увидим результат. От одноразового материала сегодня активно отказываются во всем мире. Беларусь тоже идет по этому пути. Александр Лукашенко требует сделать выбор в пользу стекла и бумаги:

— Уже продвинутые страны, которые болеют за своих граждан, отказываются от пластика. Я недавно поручил убрать пластиковые бутылки и тару на первом этапе и заменить стеклом. Тем более что у нас развита эта сфера промышленности. Это немедленно нужно реализовывать!


В Логойске на одном из предприятий научились делать мусорные мешки из повторного полиэтилена, при этом перерабатывать один и тот же пакет можно по 10 раз. Помимо этого — авоськи, фруктовки, бумажные пакеты. Это первое предприятие, где начали массово делать пакеты из кукурузы. Уже даже получена сертификация в ЕС, без нее биоразлагаемые пакеты в Европу не продашь. Если технология найдет своего покупателя, в Беларуси даже готовы построить завод по производству сырья.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter