«Претензий к строителям не имею…»

Читая иные претензии к качеству жилья, хочется встать на сторону строителей

Читая некоторые претензии к качеству жилья, хочется встать на сторону строителей

Строительные организации, управления капитального строительства и ЖКХ дали ответы на обращения граждан на «горячую линию» председателя Минского облисполкома. Среди них обнаружилось и несколько необычных «справок» и «актов», написанных владельцами квартир и домов.

Быть услышанным властью

Многодетной семье Божко из деревни Полочаны Молодечненского района выделили коттедж в конце прошлого года. Однако радостного новоселья не получилось. Настроение омрачили многочисленные недоделки: обнаружились трещины на фасаде здания, не работала вентиляция, в доме было прохладно, из-за сырости обои в комнатах отвалились. Об этом мать семейства Ирина Божко с горечью рассказала руководству Минского облисполкома в ходе «прямой линии», посвященной вопросам качества строительства жилья. В ходе проверки факты подтвердились. Недоделки были оперативно устранены. Отопительный котел, установленный по проекту, «съедал» много топлива, но теплоотдача его была крайне низкой. Поэтому строительная организация УКП «МСПМК» (Молодечно), возводившая данный объект, решила демонтировать прежний и за собственные средства закупила и установила более экономичный котел.

Шесть обращений на «прямую линию» поступило из Солигорска. Забегая вперед, скажу, что практически все они могли быть решены местными властями и людям не пришлось бы стучаться в более высокие двери. Так, председатель ЖСК-165 О.Чиж обратилась с жалобой: в недавно сданном доме треснули стяжки, в отдельных квартирах перекосились окна. В ходе рассмотрения жалобы установлено: стяжка из самонивелира лопнула из-за того, что была выполнена из некачественной смеси. Строители подрядной организации ОАО «Солигорский домостроительный комбинат» за собственный счет демонтировали бракованную стяжку и выполнили ее из более качественного материала. В течение месяца устранили и остальные недоделки: отрегулировали окна, заменили несколько бракованных ванн. Заявительница, кстати, и сама проинформировала исполком об оперативном и качественном устранении недоделок. Как сделали это и другие жители города. К примеру, А. Прокопович, обратившийся по поводу промерзания стен в холодное время года и появившейся на стенах квартиры плесени: «В моей квартире № 12 все дефекты устранены». Или С. Горбат: «Произведена перетяжка полов. Претензий по качеству и срокам не имею. Спасибо!» Поступил звонок из этого города и иного рода. Недавно 30 семей из числа детей-сирот и инвалидов справили новоселье в социальном доме. Новоселы дозвонились на «горячую линию» с единственной целью: поблагодарить власть за такой подарок.

А вот жительнице улицы Социалистической в Слуцке С. Гущене придется подождать с решением ее проблемы. В августе прошлого года ей выделили участок под индивидуальное строительство дома, но строить его не позволяет проходящая над участком линия электропередачи. Слуцкие землеустроители сообщили, что уже завершена доработка проектной документации с учетом замечаний государственной экспертизы проекта и в июле линию перенесут.

В ходе «прямой линии», проведенной в Минском облисполкоме с жителями области по вопросам качества строительства жилья и благоустройства дворовых территорий, поступило 80 обращений. Ответы на вопросы многие граждане получили непосредственно в ходе диалога по телефону. По 94 процентам обращений граждан уже приняты конкретные меры, а ответы направлены заявителям. По остальным проблемам граждан, решение которых требует времени (например, выделения дополнительных финансовых средств, уточнения проектно-сметной документации и т.д.), работа продолжается. В кратчайшие сроки они должны быть сняты с повестки дня. Именно такую задачу поставил перед строителями и коммунальщиками региона председатель облисполкома Борис Батура.

Потолок ледяной, дверь скрипучая?

«К вам завтра же выедет комиссия из облисполкома» — такое решение принято председателем обл­исполкома сразу после эмоциональной речи жительницы Клецка И.Б. Не удивительно, что женщина на том конце провода была так взволнована и расстроена. В июне 2009 года жилой дом ЖСК «Клецк-11» сдали в эксплуатацию, но до сих пор (апрель 2010 г. — Прим. авт.) вселиться в него она не может, потому что кровля протекает, в актах обследования указано, что температура воздуха в ее квартире составляет всего +13, «зашкаливает» влажность — 96 %, всюду плесень и т.д. Обращалась заявительница в различные инстанции — Департамент контроля и надзора за строительством по Минской области, районный центр гигиены и эпидемиологии, Клецкий райисполком, к председателю жилищно-строительного кооператива, а воз и ныне там.

Стали разбираться в ситуации, и выяснилось следующее. Первое обращение женщины к генподрядчику было в декабре прошлого года, все недоделки тогда были устранены, что хозяйка квартиры подтвердила письменно. Но вскоре после первой жалобы появились вторая, третья… Здесь требуется пояснение: в каждой квартире этого жилого дома предусмотрено автономное газовое отопление. Установлены в доме и стеклопакеты, которые, чтобы квартира «дышала», время от времени следует открывать. Однако, как выяснили многочисленные комиссии, в том числе и председатель ЖСК-11, семья И.Б. после получения ордера в квартиру не вселялась и в холодное время года, видимо, с целью экономии хозяйка включала газовый отопительный котел на минимальный режим, а квартиру не проветривала. Что в итоге получилось, читаем в акте обследования квартиры, проведенного по инициативе Клецкого райисполкома в феврале этого года: «Вследствие несоблюдения хозяйкой квартиры требуемого температурно-влажностного режима на стеклах окон конденсируется влага, стекает и попадает на створку окна и подоконник. Влага впитывается в пористый уплотнитель и при низких температурах превращается в лед. При таких условиях не обеспечивается сохранность качества столярных изделий и в квартире отмечается высокая влажность». Как видим, вины строителей в данном конкретном случае нет. Тем не менее руководство ЧСУП «Пинск­совхозстрой» предложило хозяйке за счет средств строителей организовать круглосуточную сушку ее квартиры (на это понадобилось бы 10 суток). Однако женщина наотрез отказалась: «Я в квартире пока не живу и ремонт делать не собираюсь». Такой же отказ дважды зафиксировала и председатель ЖСК-11 О. Сущинская.

Но жалобы в различные инстанции продолжались. В мае в Клецк по поручению председателя облисполкома выехала очередная комиссия, в состав которой входили в том числе и представители проектного института ОАО «Белкомплекспроект». Однако женщина, ничего не объясняя, членов комиссии не пустила на порог квартиры. А спустя несколько дней и вовсе предъявила судебный иск к строителям с требованием возместить ей не только материальный, но и... моральный вред.

Честно признаюсь, ознакомившись с целым ворохом различных заключений, справок и актов по ситуации, связанной с вашими многочисленными обращениями, испытала большое желание (кажется, впервые в жизни!) встать на защиту строителей.

На Минщине за последние годы создана стройная система работы с обращениями граждан. С апреля этого года у жителей области появилась дополнительная возможность оперативно обратиться в любое структурное подразделение обл­исполкома по своим вопросам, жалобам или получить бесплатную правовую помощь через электронную приемную граждан. Реализация этого проекта позволяет отправлять ответ заявителям через Интернет. Организован прием обращений по «горячему телефону».

Анализ показывает, что систематическая работа привела к значительному снижению количества обращений граждан в органы местной власти области по вопросам качества жилищного строительства. Однако эта проблема по-прежнему остается на постоянном контроле у руководства облисполкома.

Галина ТРОФИМЕНКО, пресс-секретарь председателя Минского облисполкома

------------------------------------

На снимке: благоустройство дворовых территорий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter