Преступление и наказание

Завтра в Минске состоится совместное заседание президиума Верховного суда и коллегии Министерства юстиции.
Завтра в Минске состоится совместное заседание президиума Верховного суда и коллегии Министерства юстиции. Особенностью совещания станет участие в его работе Президента Александра Лукашенко, Премьер-министра Владимира Ермошина и депутатов белорусского парламента. Это будет анализ на самом высоком уровне ситуации в судебно-правовой сфере после введения в действие с 1 января новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Что показали первые полтора месяца работы судебной системы в новых условиях? Какие проблемы будут в центре внимания совещания? На эти и другие вопросы корреспондента "СБ" отвечает председатель Верховного суда Валентин СУКАЛО.- Валентин Олегович, с чем связано участие в совещании практически всего высшего руководства страны?

- После первого съезда судей, который состоялся в декабре 1997 года, прошло уже более трех лет. Очередной съезд должен проводиться по истечении четырех, и сейчас этапный период, который определяет, что сделано за это время, каковы итоги судебно-правовой реформы после первого съезда. И здесь очень важно то, что исполнение решений съезда было взято под личный контроль Президента, и это дало эффективные результаты.

- Расскажите подробнее, что сделано за этот период, и решение каких вопросов еще ожидает своего часа?

- Мы перешли очень широко на единоличную форму осуществления правосудия, что связано с его экономичностью, улучшением организационных возможностей и большей доступностью для граждан. Мы ввели судей по административным делам, значительно снизив в целом нагрузку. В общем, за три года сделано практически все, о чем говорилось на съезде. И самое главное - улучшилась оперативность правосудия. В 2000 году зарегистрирован только один процент нарушения сроков по гражданским делам. Это впервые в истории нашего правосудия и не сравнимо, например, с 15 процентами в судах России. Я убежден, что мы верно избрали модель формирования нашего правосудия на первом съезде судей и отказываться от нее нет оснований.

Между тем сегодня нас беспокоит то, что наша компьютерная и множительная техника во многом устарела. И в ходе совещания мы будем просить Президента и правительство, чтобы у нас прошло техническое перевооружение. Кроме того, программа строительства зданий судов не была полностью выполнена, и об этом будет вестись разговор на совещании.

- Известно, в каких муках рождалось решение о введении в действие нового уголовного законодательства. Президент принимал решение, прежде всего заботясь о судьбе десятков тысяч граждан республики. Что же показала практика применения новых кодексов в судах?

- Ничего страшного не произошло, хотя без ошибок и сложностей не обошлось. Суды рассмотрели более 3.600 уголовных дел, из них отложено из-за неявки государственных обвинителей 42, защитников - 52, из-за недоставки подсудимых конвоем - 54 дела.

Но при этом более 800 дел отложено из-за неявки потерпевших, свидетелей, экспертов и обвиняемых, находящихся не под стражей. А это уже организация работы судов, это наши проблемы. Мне кажется, что на этом этапе, когда мы увлеклись проблемой обеспечения участия в процессах прокуроров и адвокатов, то не смогли полностью обеспечить явку других участников процесса. И об этом мы будем говорить на совещании. Здесь основными задачами будут являться: повышение роли сельских Советов, участковых инспекторов, руководителей предприятий и более решительное привлечение к административной ответственности тех, кто не является в суды без уважительной причины.

- В связи с введением новых кодексов суды сейчас заняты пересмотром дел ранее осужденных граждан. Как проходит этот процесс?

- Здесь ситуация очень тревожная. В районные суды за январь из исправительно-трудовых учреждений поступило 1.364 дела, но рассмотрено пока 788. В областные суды поступило 1.606, рассмотрено 95 дел. О причинах этого мы также будем говорить на совещании, поскольку многие ИТУ представили материалы в отношении лиц, дела которых не подлежат пересмотру вообще или их надо пересмотреть в иных судебных инстанциях. Здесь очень много претензий к руководителям ИТУ, и мы будем предлагать Комитету по исполнению наказаний срочно организовать учебу представителей исправительно-трудовых учреждений с привлечением судей для согласования позиций.

- Известно, что в новом Уголовном кодексе закреплены несколько новых видов наказаний. Нашли ли они уже отражение в решениях судов?

- Да. Уже более 90 гражданам назначено наказание в виде исполнения общественных работ, около 300 человек приговорены к краткосрочному аресту. Но решения судов сдерживаются проблемами их исполнения в системе МВД. Здесь мы, возможно, столкнемся с нехваткой арестных домов, а порядок общественных работ еще точно не определен. В связи с декриминализацией нового УК в судах уже прекращены уголовные дела в отношении более 400 человек.

- После вступления новых кодексов в силу можно услышать мнение, что, мол, "теперь криминал развернется". Новый УК и в самом деле облегчил наказания за многие виды преступлений. "Подогревают" такие мнения и некоторые белорусские чиновники, отмечающие только небывалый гуманизм нового законодательства...

- Это неверно и ошибочно. Новое белорусское уголовное законодательство развивает две мировые тенденции в уголовном праве. Это смягчение ответственности за неопасные преступления в отношении лиц, впервые их совершивших, и усиление наказания за тяжкие преступления для лиц неоднократно судимых. О смягчении же наказания за тяжкие преступления, преступления, совершенные в группах, с применением оружия - речи в новом кодексе нет. Остаются пожизненное заключение, лишение свободы сроком более 15 лет, смертная казнь. Что касается пресловутых "мешка картошки" или "курицы", то есть незначительных преступлений, то я всегда говорю: лучше мешок не брать, он не твой. Но если такое случилось, то с учетом характера содеянного и личности задержанного суды будут выносить теперь свои решения более взвешенно.

- И последний вопрос. Не намечается ли в ближайшее время амнистия?

- У нас не завершена еще прошлогодняя амнистия. Так что давайте мы завершим ее, пересмотрим все дела, которые нужно пересмотреть по новому УК, проанализируем ситуацию, а тогда и будем вести разговор о новой амнистии. Потому что проводить амнистию ради амнистии нет смысла, да и в этом нет сегодня реальной необходимости.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter