Преступление и наказание

Объявлена новая война пиратам, промышляющим на ниве интеллектуальной собственности...
Объявлена новая война пиратам, промышляющим на ниве интеллектуальной собственности. Депутаты Госдумы России внесли поправки в Уголовный кодекс, существенным образом ужесточающие ответственность за производство так называемой контрафактной продукции. Данное преступление переходит из разряда «средней тяжести» в «тяжкие», а срок лишения свободы увеличивается с пяти до шести лет. Кроме того, мошенников, делающих деньги на воровстве продуктов интеллектуального труда, ждет крупный штраф — до полумиллиона российских рублей. А в некоторых случаях фирмы, уличенные в пиратстве, могут быть просто ликвидированы. Но и это еще не все. Депутаты подавляющим большинством приняли долгожданную в российском обществе четвертую часть Гражданского кодекса РФ. Она также фактически полностью посвящена защите авторских и смежных прав. О значимости этого документа свидетельствует тот факт, что он готовился к принятию на протяжении 10 лет. А первый вице–премьер правительства России Дмитрий Медведев уже назвал этот документ «экономической Конституцией участников рынка интеллектуальной собственности». Ожидается, что он вступит в силу с 1 января 2008 года. Сам по себе факт принятия столь жестких мер, бесспорно, шаг знаменательный. И в будущем, надо полагать, он будет иметь как экономические, так и политические последствия.

Но принять закон еще не значит искоренить пиратство как явление, как сферу теневого бизнеса. Пиратская продукция, производимая в России, предназначена не только для внутреннего потребления. Доподлинно известно, что она идет на экспорт в 27 стран мира. В этом списке, как это ни печально, и Беларусь. И чтобы ответить на вопрос о том, насколько эффективной может быть угроза привлечения к уголовной ответственности в борьбе с пиратами, достаточно пройтись по нашим торговым точкам. Съездите на тот же рынок «Ждановичи»... И это Минск! А что говорить об областных и уж тем более о районных центрах? И это при том, что у нас производство и распространение контрафактной продукции уже достаточно давно уголовно наказуемое деяние (статья 201 УК). Такие жесткие меры наш Парламент принял еще в 2001 году. Есть у нас и своя четвертая часть Гражданского кодекса, где речь идет об охране интеллектуальной собственности. Но насколько все эти меры эффективны? Да, в некоторых случаях пираты отделываются административным наказанием — штрафами. Но и прецеденты уголовных дел уже имеются. Об этом мне рассказал Сергей Ясюченя, директор компании «Вестрекордс–плюс», которая занимается производством и распространением лицензионной аудиопродукции: «Да, несколько таких процессов завершились в нашу пользу. В основном виновные по решению суда выплачивали большие штрафы, но был и случай, когда человек был приговорен даже к общественным работам».

Но почему же в таком случае у нас борьба с пиратами не ведется столь эффективно, как это прогнозировалось тогда, когда принимались соответствующие законы? Этот вопрос я тоже адресовал Сергею Ясючене. «Для того чтобы инициировать разбирательство по факту распространения контрафакта, необходимо, чтобы правообладатель подал заявление в правоохранительные органы. Если я, к примеру, или наши сотрудники обнаружат пиратский диск с аудиопрограммой, правом на распространение которой обладает наша компания, мы подадим заявление в милицию — начнется разбирательство. Но штат наших сотрудников не настолько велик, чтобы охватить все торговые точки города. А нет заявления — нет и ответственности. И пираты это понимают». Но если в России, по его словам, возьмутся всерьез за пиратство, это, несомненно, скажется на нашем рынке. Ведь, по оценкам экспертов, почти 99 процентов контрафакта аудиовизуальной продукции поступает к нам из России. Впрочем, и свои меры по борьбе с пиратами мы постоянно ужесточаем. Как мне сообщили в Национальном центре интеллектуальной собственности, в мае этого года постановлением Совмина был дополнен перечень товаров, подлежащих маркировке специальными идентификационными знаками. В их число попали и аудио– и видеопрограммы. Предположительно эти меры вступят в силу в ноябре этого года. А это значит, что диски и кассеты с музыкой и фильмами будут продаваться исключительно с такими контрольными марками. И для того чтобы их получить, торговцам необходимо будет предоставить в налоговые органы договоры с правообладателями этих программ.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter