Престижные и не очень

Интерес к высшему образованию продолжает расти...

На языке цифр участники коллегии в Министерстве образования вчера в очередной раз доказали проверенную истину: система обучения должна и может быть гибкой, чтобы удовлетворять потребности общества и государства. Скажем, в этом году выпускников школ оказалось на 10 тысяч человек больше, поэтому и план приема на дневную бюджетную форму в вузы потребовалось увеличить на 2 тысячи мест.


Интерес к высшему образованию продолжает расти, констатируют специалисты. В общем и целом, если в советское время у нас было 180 студентов на 10 тысяч населения, то теперь — 444 студента. А в частности, в этом году в государственные вузы заявлений было подано на 12 процентов больше, нежели в прошлом. На треть увеличилось количество тех, кто решил получить «второе высшее». Вместе с тем, однако, наблюдалась странная картина: около 220 вузовских мест так и остались вакантными. Или еще вопрос: отчего на 60 мест, предложенных российской стороной, нашлось в нашей стране лишь 8 достойных кандидатов?


Конечно, как и прежде, негласное деление специальностей на престижные и не очень имеет место быть. А вместе с ним не идет на убыль и «маятниковый ход», когда абитуриент спешит подать документы в последний момент, ориентируясь на конкурс и проходные баллы. С ажиотажем теперь предлагают сражаться по–разному. В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы опробовали такой метод: прием осуществлялся сразу на группы специальностей. И на выданных листах бумаги абитуриенты сами расставляли приоритеты. Ректор университета Евгений Ровба подтвердил, что система себя оправдывает, хотя, например, подобрать родственные варианты специальности «Туризм и гостеприимство» и невозможно. Вероятно, специалистам предстоит еще продумать, как сделать так, чтобы как можно меньше было «случайных» студентов.


Кстати


В прошлом году в российских вузах, находящихся в ведении федерального агентства по образованию, обучалось 9.749 наших студентов, 2.382 из них на «бюджете». А у нас — 1.923 гражданина России. На днях на совместном заседании коллегий Министерства образования Беларуси, Госкомитета по науке и технологиям Беларуси и министерства образования и науки России в Москве первый заместитель министра образования Беларуси Александр Жук сообщил о предложении разработать шкалу для унификации баллов ЦТ и ЕГЭ. Так удастся обеспечить равенство прав граждан двух стран при поступлении в вузы.


— Несмотря на схожесть ЦТ и ЕГЭ, есть и различия, ведь каждый экзамен имеет свою специфику и соответствует определенным учебным программам и пособиям, — комментирует ситуацию министр образования Александр Радьков. — Россия огромна, одновременно, как у нас, провести тестирование там просто невозможно. Кроме того, свои особенности есть в Сибирском регионе, кавказских республиках, Калининградской области. Тем не менее надо искать пути для сближения форматов тестирования. Сейчас возможные варианты обсуждаются. К открытому диалогу подключены рабочие группы, методисты, учителя, ученые, исследовательские институты. И если будет найдено взаимопонимание, постараемся решить вопрос безотлагательно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter