В московских школах в 2016 году собираются ввести уроки по чтению газет и журналов

Пресса для класса

Новость, ставшая детонатором очередной взрывной дискуссии наших штатных спорщиков...

Новость, ставшая детонатором очередной взрывной дискуссии наших штатных спорщиков, звучит так: «В московских школах в 2016 году собираются ввести уроки по чтению газет и журналов».

В департаменте СМИ и рекламы правительства Москвы рассказали, что задача проекта — приучить школьников читать газеты и правильно воспринимать информацию. Важность идеи объясняется тем, что столица — центр российского издательского бизнеса, где находятся основные редакции федеральных изданий. В целом в городе зарегистрировано более четырех тысяч периодических изданий. Учебными пособиями должны послужить несколько городских газет.


На фоне подписной кампании, идущей сейчас в Беларуси, это известие оказалось к месту — все редакции озабочены тем, как привлечь молодежную аудиторию, предпочитающую безвкусную жвачку «желтых» интернет–новостей. Один из авторов «Спор–площадки» увидел в начинании москвичей достойный пример для подражания, однако другой не разделил его оптимизма.


Кого поддержат читатели? Ждем откликов на сайте «СБ».


Наука быть читателем


Дай, Роман, мне помечтать! Вот стою у школьной доски. Веду урок по новому предмету. Делаю страшные глаза и таинственным шепотом сообщаю ребятам: «Сейчас я открою вам фантастический источник информации, старинный способ постижения истины, целебный освежитель мозга, кладезь мыслей и готовых рецептов на все случаи жизни!»


Затем загибаю пальцы, перечисляя достоинства «натурпродукта»: чтобы его приобрести, не нужно брать кредиты и ссуды; доступен и употребим почти повсюду; не требует подзарядки; не зависит от неполадок на станциях, спутников, не «зависает»; не делает владельца близоруким, способствуя лишь развитию дальновидности. И дальше ловким движением на глазах отроков я лихо разворачиваю экземпляр газеты. Класс наполняется неповторимым запахом свежей прессы. Веет свежим ветром перемен на медийном рынке...


Эх, грезы! Но давно пора от констатации тревожной тенденции (печатные СМИ теряют молодежную аудиторию) перейти в контрнаступление на главного конкурента нашего брата–газетчика — интернет. Отнюдь не умаляя достоинств глобальной сети, подмечу парадокс: да, во «всемирной паутине» можно найти любую информацию, однако настоящих полиглотов среди читателей веб–ресурсов — котэ, любимец юзеров, наплакал. Не люблю категоричных заявлений вроде «интернет тупо оглупляет», но роль виртуального пространства в просвещении народных масс тоже сильно преувеличивать не стоит. Слишком пестрый, крикливый и динамичный мир сайтов и порталов не оставляет своему гостю шансов сосредоточиться, с аппетитом вкусить блюда высокой кухни аналитики и публицистики. Навязчивые сервисы потчуют нас фаст–фудом — поверхностным, приторным, сплошь на консервантах. Баннеры, флэш–анимация, гифки преподносят эрзац–новости на блюдечке с голубой каемочкой, усиливая иллюзию осведомленности. На этой зыбкой почве уже выросло поколение «всезнаек» с кашей быстрого приготовления в головах. О событиях в стране и мире псевдоэрудиты судят по заголовкам «горячих десяток», об отечественной истории по дутым сенсациям, а имен, фамилий, цифр, афоризмов великих и вовсе запоминать не жаждут: «Зачем? Всегда ведь можно «погуглить». Их недоумение нравоучениями старших совершенно неподдельно. Юношей нужно спасать, приучая к чтению газет и журналов, правильно воспринимать информацию.


Важно донести до потенциальных молодых читателей: печатные СМИ — не вымирающие динозавры, а сегодняшний день медиапространства. «Газета — ежедневная помощь в ежедневной работе» — эти слова Маяковского актуальны и поныне.


В отличие от сэконд–хэнда, которым напичкано большинство сайтов, качественное издание не оболванивает, а заставляет наши извилины активно шевелиться. Все, что ребята с удивлением увидят на «пресс–уроках» — от редакционной передовицы до кроссворда на последней странице, — пища для ума и размышлений.


Пока же... Вот для чего тинейджеры выходят в интернет? Пообщаться со сверстниками в соцсетях, «полайкать фотки», удовлетворить на определенных ресурсах любопытство, характерное для периода полового созревания... До серьезных публикаций публицистов, комментариев экспертов–политологов и экономистов добираются разве что вундеркинды. И вот здесь должны подставить плечо старые добрые масс–медиа. Мудрые колонки обозревателей, проблемные репортажи — вот подспорье для учителей в борьбе с неприятными болячками инфантильного «цифрового» поколения: неумением самостоятельно мыслить, выбирать профессию, принимать решения.


Давай–ка опять поставлю себя на место учителя «газетоведения» и предложу ребятам проанализировать первоисточники новостных заметок, публикуемых на сайтах. Старшеклассники, уверен, будут шокированы открытием: подавляющее большинство вестей под модной вывеской «Топ–10» скопировано именно из традиционных СМИ, которые уже спешат хоронить. Ситуация — с точностью до наоборот! Посмотрел бы на бледные лица контент–менеджеров информационных порталов, если бы в один прекрасный день газеты выкинули перед интернетом флаги капитуляции, распустив редакции по домам! Чем тогда заполнять виртуальные страницы? Картинок–то не напасешься, а самим «трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек» как–то некомильфо...


Да, издания сейчас не процветают. Более того — терпят убытки. Тем не менее некоторые американские и европейские миллионеры выкупают и реанимируют старейшие СМИ. Лично меня вдохновила такая новость: журнал Newsweek вскоре вновь начнет выходить в бумажной версии, от которой руководство еженедельника отказалось год назад. Все возвращается на круги своя. «Люди устали от ослепляющих мониторов и снова хотят читать газеты, узнавать новое не о звездах шоу–бизнеса и звездах спорта, а о событиях на своей улице», — не скрывают радости наши коллеги из Австрии и Швейцарии.


Так что, Роман, школьные «пресс–уроки», если проект, конечно, не заформализуют, обещают стать такими же популярными, как пение и «физра». И вообще, все мы, не дожидаясь новшества в школьной программе, должны взяться за обучение своих детей науке быть читателем. То есть человеком разумным.


Тоска по шелесту страниц


Мечтаешь, значит? Готов помочь. Развить придуманную тобой сценку до ее неизбежного и беспощадного апофеоза. Как ты там сказал? «Ловким движением, на глазах отроков я лихо разворачиваю экземпляр газеты». И отроки (ты только не расстраивайся) немедленно... засыпают. Им твой фокус скучен и неинтересен. Если бы ты из этой газеты сложил кораблик или панамку, еще куда ни шло, а так... Мечтать, конечно, не вредно. Вредно убаюкивать себя этими фантазиями. Честнее будет взглянуть печальной правде в глаза: старые методы подачи информации уходят в прошлое. Детская жажда познания — самый объективный индикатор этого процесса. Ребятня скорее уткнется в смартфоны и планшеты, чем развернет свежий номер газеты, чтобы полюбопытствовать насчет новостей. Не поворачивается язык ставить им это в вину. Любознательность никуда не делась, просто для ее удовлетворения возникли новые, более удобные формы. В каком–нибудь древнем 1982 году мы жадно доставали из почтовых ящиков ворох газет и журналов, сегодня же на смену тем ржавым коробкам пришли элегантные устройства, вмещающие в сотни раз больше информации. У любого уважающего себя издания есть сайт в интернете, так зачем же силком тянуть школьников в прошлое, заставляя их изучать непременно печатные версии газет? Давай идти от жизни, а не пытаться подстроить ее ход под свои мечты, от которых уже немножко того... тянет нафталином.


Иначе придется убеждать механизаторов, что старая добрая соха из бревна с сучьями куда экологичнее современных комбайнов. А разве сравнится нынешний чадящий трактор с превосходной крестьянской лошадкой? Насильно загоним в средние века крестьянина, преступно привыкшего к новым технологиям. Мне кажется, сходным абсурдом попахивает инициатива московских властей. И ведь обрати внимание, Андрей, от кого она исходит: от столичного департамента СМИ и рекламы. Поэтому опасаюсь, что следующим ноу–хау станут уроки, как правильно смотреть рекламные ролики.


Резон ведомства, озабоченного судьбой печатных СМИ, понятен: ему хочется воспитать новый слой будущих подписчиков именно бумажной прессы. Дело благое, но безнадежное. Однако ради него придуман бесполезный школьный предмет. Мое мнение: не надо тратить бесценные учебные часы на сомнительные занятия. Не стоит учить детей правилам чтения газет, преподавать им науку чтения объявлений и отдельно искусство чтения книг. Надо всего лишь научить их чтению. Конечно, не просто «мама мыла раму», а чтению в глубоком смысле: умению критически воспринимать написанное, анализировать информацию, отделять правду от вымысла, бесталанность от гениальности. А уж где представлен текст — в газете или на экране компьютера, — не так важно.


Заметь, Андрей, новости школьной Москвы не ограничиваются известием о газеточтении. Там также собираются ввести куда более полезный предмет — «Интернетоведение». Вот тема не то что заслуживающая, а настоятельно требующая внимания. Ты прав насчет того, что подростки берут из сети не самое лучшее. Как раз для того и нужно серьезное обучение правилам поведения в столь небезопасной среде. Я искренне обрадуюсь, если дочка объявит, что завтра первым уроком у них будет «Кибербезопасность» или «Введение в этику социальных сетей». Потому что включить компьютер и внезапно вляпаться в виртуальную историю с реально нехорошими последствиями сегодня способен даже второклассник. Сколько бывало случаев, когда излишняя детская откровенность привлекала в квартиру грабителей. А сколько педофильских преступлений выплеснулось из интернета. А какого рода ролики гуляют по смартфонам, которыми родители щедро одаряют своих чад за успехи в учебе. Детей следует наставлять, как не утопиться в информационном омуте, а не прививать им дедовские навыки перелистывания страниц.


Я понимаю, почему тебя взволновала эта тема, Андрей. Боль и ностальгия. Тебе, наверное, временами кажется, будто потихоньку умирает дело всей твоей жизни. Но давай разберемся, чему ты ее посвятил: газете или все–таки журналистике? Газета сегодня — всего лишь один из способов передачи информации. Даже если его не станет, профессиональная журналистика никуда не денется. Кстати, это подтверждается и неоправдавшимися надеждами современного общества на блоггеров, которые так и не осилили заменить собой журналистов. У них не оказалось главного качества — социальной ответственности за свои слова. Сейчас они вернулись к тому, с чего начинали: описанию своих походов в гипермаркет... Книги, которые вроде бы перестают покупать, на самом деле вовсе не пропали. Они просто приобретают более удобный формат, становятся на полки электронных библиотек и скачиваются на многочисленные карманные «читалки». Так что не переживай: газеты будут востребованы даже детьми наших детей. Хотя их будут читать уже в каком–нибудь голографическом виде или с пока невообразимого футуристичного устройства, суть СМИ не изменится.


Но обязательно найдется какой–нибудь умник, который старчески вздохнет: эх, вот в наше время, когда все читали с мониторов... И предложит преподавать детям эту якобы полезную науку.

 

Советская Белоруссия №231 (24368). Суббота, 7 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter