«Дистанционное обучение – образовательная среда XXI века». Конференция в БГУИР объединила более 400 участников
14.12.2017 14:04:25
Возможность получить высшее образование, не выходя из дома, привлекает десятки тысяч студентов по всему миру. На одном только факультете инновационного непрерывного образования Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники дистанционно обучаются более 700 студентов.
На X Международную конференцию «Дистанционное обучение – образовательная среда XXI века», которая прошла в БГУИР, собрались ученые из Беларуси, России, Украины, Германии, Голландии, США. Обменивались мнениями, обобщали опыт в области информатизации образования, а также обсуждали проблемы, связанные с внедрением дистанционного обучения. Ректор Михаил Батура вспоминает, с чего все начиналось:
– В этом году у нас юбилейная дата. 15 лет назад, в 2002-м, мы впервые объявили набор на новую форму обучения. Тогда по двум специальностям дистанционки осмелились пойти учиться 17 студентов.
Сейчас на факультете инновационного непрерывного образования (ФИНО) открыто 12 специальностей, четыре года в Чикаго в Computer Systems Institute работает филиал университета. Вузу удалось отладить систему дистанционного обучения, своим опытом он охотно делится с другими учебными заведениями. Доцент кафедры телекоммуникационных сетей Алматинского университета энергетики и связи Елена Ползик признается, что у руководства было несколько попыток открыть удаленку, но они не увенчались успехом из-за недостаточной правовой и материально-технической базы:
– Мы подписали договор об академическом и научном сотрудничестве, который предусматривает обмен опытом по разработке и организации дистанционного и других форм обучения. Наши студенты смогут осваивать некоторые дисциплины в БГУИР онлайн, а в будущем, возможно, и получать диплом о высшем образовании. Мы не спешили вводить дистанционное обучение, опасаясь, что совмещение студентами учебы и работы негативно скажется на качестве подготовки специалистов. Но видим, что молодежь во всем мире нацелена не на фундаментальные знания, а на конкретную специализацию. Таков вызов времени. А что насчет качества? Оно всегда будет на высоком уровне, если студент в этом заинтересован.
Никита Гришкевич
Никита Гришкевич как раз из тех ребят, которые мотивированы на учебу. Он на 4-м курсе ФИНО. Перевелся с очного отделения факультета компьютерных систем и сетей:
– Мне хотелось стать независимым от родителей, я нашел работу, но совмещать ее с учебой на стационаре было тяжело. Дистанционка решила все проблемы: благодаря гибкому графику учебы сам выбираю количество дисциплин в семестре и определяю, когда мне удобно сдавать экзамены и зачеты. Пятилетнюю программу обучения можно пройти за три года. Для этого, конечно, придется очень постараться. Однако свобода, которую студент получает на удаленке, компенсируется жестким самоконтролем и огромной ответственностью. Вместо преподавателя, проверяющего домашнее задание ежедневно, у тебя есть тьютор.
Заместитель декана ФИНО Татьяна Тиханович рассказывает, чем тьютор отличается от преподавателя:
– Наши тьюторы мобильны. Благодаря тому, что университет предоставляет планшеты с доступом в интернет, они все время находятся онлайн. Преподаватели даже принимают экзамены по скайпу у тех студентов, которые по состоянию здоровья не могут приехать в университет. Для этого, правда, нужно получить разрешение Министерства образования.
Сможет ли дистанционка заменить заочную форму обучения? Замдекана однозначно отвечает «нет»:
– Дистанционное обучение открыто не по всем специальностям, а только по тому профилю, где можно обойтись без лабораторных работ. При этом развитие дистанционных образовательных технологий в вузе вот уже несколько лет позволяет и студентам-очникам изучать некоторые дисциплины удаленно. Например, если кто-то планирует перевестись с одной специальности на другую, недостающие предметы может изучить онлайн.
odubrovsk@sb.by,
фото автора
На X Международную конференцию «Дистанционное обучение – образовательная среда XXI века», которая прошла в БГУИР, собрались ученые из Беларуси, России, Украины, Германии, Голландии, США. Обменивались мнениями, обобщали опыт в области информатизации образования, а также обсуждали проблемы, связанные с внедрением дистанционного обучения. Ректор Михаил Батура вспоминает, с чего все начиналось:
– В этом году у нас юбилейная дата. 15 лет назад, в 2002-м, мы впервые объявили набор на новую форму обучения. Тогда по двум специальностям дистанционки осмелились пойти учиться 17 студентов.
Сейчас на факультете инновационного непрерывного образования (ФИНО) открыто 12 специальностей, четыре года в Чикаго в Computer Systems Institute работает филиал университета. Вузу удалось отладить систему дистанционного обучения, своим опытом он охотно делится с другими учебными заведениями. Доцент кафедры телекоммуникационных сетей Алматинского университета энергетики и связи Елена Ползик признается, что у руководства было несколько попыток открыть удаленку, но они не увенчались успехом из-за недостаточной правовой и материально-технической базы:
– Мы подписали договор об академическом и научном сотрудничестве, который предусматривает обмен опытом по разработке и организации дистанционного и других форм обучения. Наши студенты смогут осваивать некоторые дисциплины в БГУИР онлайн, а в будущем, возможно, и получать диплом о высшем образовании. Мы не спешили вводить дистанционное обучение, опасаясь, что совмещение студентами учебы и работы негативно скажется на качестве подготовки специалистов. Но видим, что молодежь во всем мире нацелена не на фундаментальные знания, а на конкретную специализацию. Таков вызов времени. А что насчет качества? Оно всегда будет на высоком уровне, если студент в этом заинтересован.
Никита Гришкевич
Никита Гришкевич как раз из тех ребят, которые мотивированы на учебу. Он на 4-м курсе ФИНО. Перевелся с очного отделения факультета компьютерных систем и сетей:
– Мне хотелось стать независимым от родителей, я нашел работу, но совмещать ее с учебой на стационаре было тяжело. Дистанционка решила все проблемы: благодаря гибкому графику учебы сам выбираю количество дисциплин в семестре и определяю, когда мне удобно сдавать экзамены и зачеты. Пятилетнюю программу обучения можно пройти за три года. Для этого, конечно, придется очень постараться. Однако свобода, которую студент получает на удаленке, компенсируется жестким самоконтролем и огромной ответственностью. Вместо преподавателя, проверяющего домашнее задание ежедневно, у тебя есть тьютор.
– Наши тьюторы мобильны. Благодаря тому, что университет предоставляет планшеты с доступом в интернет, они все время находятся онлайн. Преподаватели даже принимают экзамены по скайпу у тех студентов, которые по состоянию здоровья не могут приехать в университет. Для этого, правда, нужно получить разрешение Министерства образования.
Сможет ли дистанционка заменить заочную форму обучения? Замдекана однозначно отвечает «нет»:
– Дистанционное обучение открыто не по всем специальностям, а только по тому профилю, где можно обойтись без лабораторных работ. При этом развитие дистанционных образовательных технологий в вузе вот уже несколько лет позволяет и студентам-очникам изучать некоторые дисциплины удаленно. Например, если кто-то планирует перевестись с одной специальности на другую, недостающие предметы может изучить онлайн.
odubrovsk@sb.by,
фото автора