Уже больше года как утвержден новый перечень лекарств, которые во всех аптеках должны отпускать по первому требованию

Препаратная интрига

Уже больше года как утвержден новый перечень лекарств, которые во всех аптеках должны отпускать...

Уже больше года как утвержден новый перечень лекарств, которые во всех аптеках должны отпускать по первому требованию. Более 61 процента препаратов отправили в «свободное плавание», к остальным подход строг: рецепт, пожалуйста! Причем Минздрав настаивает: приобретать лекарства нужно исключительно в аптеках. Только вот как осмысленное понимание, что нет ничего дороже здоровья, приходит лишь тогда, когда его утрачиваешь, так и с буквой закона соглашаются, увы, лишь сделав покупку. Приобрести лекарства с рук — у нас, как выясняется, не самая большая проблема, беда тут часто только начинается...

Дешево, но сердито


На остановке общественного транспорта одного из микрорайонов Минска вторую неделю красуется объявление: «Куплю лекарства: диабетон, предуктал и др.» Другие? Странно... Прямо так все–все? И почему с рук? В любой аптеке эти лекарства доступны, только давай рецепт. Стоит ли рисковать? По статистике, примерно каждое десятое отравление лекарством — следствие самолечения. Что ж, звоню по указанному телефону. Мужской голос конкретизирует: «Еще нужен тиоктацид, тиогамма, актовегин и солкосерил в следующих дозировках...» Говорит, упаковку можно и начатую, но за каждую — не больше чем 5 — 8 долларов. Все вместе тянет на 36 у.е. Изучаю цены в аптеках — и вот ситуация слегка проясняется: там за весь список придется выложить до 1,5 млн. рублей. Добавила понимания и начальник организационно–фармацевтического отдела РУП «Белфармация» Елена Гончарова:


— Такой перечень лекарств чаще всего характерен для лечения диабета и сопутствующих ему заболеваний. Конечно, недешево... Отсюда и попытки приобрести с рук с расчетом, что кому–то по той или иной причине препарат больше не нужен. Однако больному остается лишь уповать на порядочность продавца, который легко может всучить подделку или просроченное средство.


Получается, довольно рискованная экономия. Недаром, замечает Елена Николаевна, у нас государственная монополия в сфере оборота фармацевтической продукции, достаточно жесткие условия лицензирования и целый перечень запретов. Например, если вы купили в аптеке лекарство, а на пороге вдруг передумали и решили вернуть, то аптекарь просто не имеет права принять товар обратно. Эта норма установлена пунктом 3 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей» и постановлением Совмина. Контроль качества ввозимой и производимой продукции — тоже в компетенции государства. Но вот запретить «деловую встречу», скажем, с некоей Гретой, которая в частном объявлении на одном из сайтов предлагает мадопар (основной препарат при болезни Паркинсона) за половину стоимости, увы, едва ли кто в силах. А ведь как заманчиво: срок годности, уверяет Грета, аж до 2016 года, разумеется, рецепт ей не нужен, экономия — до 180 тысяч! Спасибо Грете? Может, и так. Если повезет. А с другой стороны, практически каждое пятое лекарство на мировом рынке — фальшивка, где активного вещества или нет вообще, или недостаточно. Заметьте, штампуют их не только подпольные махинаторы, не брезгуют и крупные фармацевтические фабрики. Перебить дату на упаковке, превратив просроченное лекарство в свеженькое, — сегодня вообще дело нехитрое...


Полцарства за таблетку!


Однако все чаще ступают на рискованную тропинку не из соображений экономии и даже не по наивности. А вполне осознанно. И здесь уже все наоборот: за заветную коробочку с медикаментом готовы заплатить в 20, а то и в 30 раз дороже! Причем рискуют уже и продавцы: незаконный сбыт наркотических средств и психотропных веществ — а сегодня это более 200 наименований — карается по всей строгости Уголовного кодекса. Но соблазн слишком велик! Соль в том, что всего одна маленькая таблетка, по сути, любую проблему через несколько минут превращает в мираж. Эти привлекательные свойства психотропных средств испробовали на себе уже как минимум 10 — 12 процентов наших соотечественников, уточняет заведующий сектором наркологии РНПЦ психического здоровья, врач–нарколог высшей категории кандидат медицинских наук Владимир Максимчук:


— Путь к ним у каждого одновременно и уникален, и тривиален. Стрессовые ситуации, с которыми не было сил справиться самостоятельно, накопившаяся усталость и, как следствие, депрессия, нерешенные проблемы вкупе с бессонницей... Желаемый эффект наступает быстро. Организму это нравится, а потому очень скоро он начинает лениться и жадничать, дескать, давай еще и побольше. В определенный момент врач рекомендует ослабить дозу, а пациенту уже не хочется. Он выходит из–под контроля и пытается раздобыть препарат самостоятельно любым способом. В общем, можно и не заметить, как вместо относительно безобидных снотворных и успокоительных на вашей полке окажутся серьезные представители класса барбитуратов и бензодиазепинов...


А нередко, замечает Владимир Петрович, пациент приходит с уже готовой картиной зависимости, начинавшейся довольно банально: позаимствовал «проверенное средство» из маминой или соседской аптечки. Девушки, которых в отделении центра до обидного много, так порой лечат любовные раны. Главное — получить немедленное облегчение. Именно это, подчеркивает доктор Максимчук, людей и губит: потом только 10 — 12 процентов больных находят в себе силы подавить желание увеличить дозу, а затем и вовсе остановиться. Относительная доступность психотропов привлекает и наркопотребителей: из почти 15 тысяч диспансерных больных и тех, кто находится на профилактическом учете, более 2,5 тысячи обрели зависимость, увлекшись именно синтетическими средствами.


Заграничные «деликатесы»


Способен ли решить проблему рецепт? Едва ли. Всего несколько минут в интернете — и вот я легко оформляю заказ на приобретение такого нешуточного транквилизатора, как клоназепам! Люди «посвященные» его уважительно называют «царь–транк». Объясню: это препарат, который ни один психиатр не выпишет сразу, попробует сначала справиться даже с очень большой проблемой чем–то менее сильным. В общем, особо опасное психотропное лекарство очень строгой учетности. В такой ситуации для зависимых проблема — не деньги (в аптеках клоназепам в самой большой дозировке стоит до 44.100 рублей), а именно рецепт.


Его у меня нет. Да он моим виртуальным продавцам и не нужен: в адресе сайта так и фигурирует латиницей — bezrecepta. Главная страница оформлена скромно, но лаконично — в моем распоряжении всего две «кнопки»: «ассортимент» и «обратная связь». Быстро нахожу клоназепам. Связь с администрацией сайта только по электронной почте. Но на мое сообщение отвечают уже через минуту: «Минимальная сумма заказа 1.000 рублей РФ. Клоназепам 1 мг № 50 — 600 рублей (171.000 белорусских рублей). Есть 2 мг № 30 — 700 рублей (199.000 белорусских рублей). Отправка в Беларусь почтой EMS. 100–процентная предоплата. Отправка на следующий день после подтверждения платежа. Оплата через систему электронных платежей... Чек сохраните...» И номер счета. К слову, все устроено так, чтобы при оформлении заказа покупатель вынужден был покупать как минимум 2 упаковки.


Итак, моя цель — эксперимент: можно ли обойти все запреты на пути к вожделенной таблетке? Осознавая, что такие действия уже вполне квалифицируются по статье 228 УК РБ «Контрабанда», официально ставлю в известность Государственный таможенный комитет. Комментарий заместителя председателя Юрия Брыткова придает ситуации немного другой оттенок:


— Почтовое отправление будет следовать по территории Таможенного союза. Это значит, что посылка не подлежит нашему контролю. Стало быть, имеем дело не с контрабандой, а с незаконным оборотом психотропных веществ — статья 328 Уголовного кодекса, что в юрисдикции уже МВД. Но оконченным преступление будет считаться лишь в момент получения лекарств. А пока ждите. Но вряд ли дождетесь: посылку просто не должны принять у отправителя.


Надуют? «Электронный» продавец скоро получил от меня через терминал нужную сумму и клятвенно пообещал, что через 7 — 8 дней все будет в лучшем виде: «Доставят лично в руки. Еще оплатите почтовому курьеру в Беларуси стоимость пересылки». Сразу скажу: таблетки идут до сих пор. Курьер не застал дома? На почте мне объяснили: тогда бы бросил извещение в почтовый ящик, а посылку вручили бы в отделении по улице Вокзальной. Российская почта проявила бдительность? Может быть. Еще более вероятно, что посылку просто не отправляли. Как и многим другим, клюнувшим на эту удочку. Очевидно одно: за страсть к таблеткам, за попытку обойти закон так или иначе приходится платить. Здесь я могла бы поставить точку. Если бы тут же не попалось на глаза очередное объявление в интернете: «Продам сомнол, хлорпротиксен, диазепам, клоназепам, амитриптилин дорого. Звоните...» И, заметьте, уже на белорусском сайте! По указанному мобильному номеру голос, назвавшийся Олегом, обещает доставить клоназепам на следующей неделе...


P.S. Редакция продолжит этот эксперимент совместно с управлением по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД.

 

Советская Белоруссия №198 (24335). Суббота, 19 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter