Преодоление себя

О военных профессиях

Спроси у любого человека, который служил 20 — 30 лет назад, рассуждали ли тогда всерьез о психологии и эмоциях солдата, проблемах адаптации в военном коллективе? В ответ точно получишь смешливую реплику. «Задушевная» беседа с замполитом да вечерняя чарка с товарищами (если ты офицер) — вот и вся психология.


В принципе, ничего крамольного в этом не было. Армия на то и армия, чтобы здесь с тобой не миндальничали. С другой стороны, порой даже самые простые личностные проблемы оказывались нерешенными из–за элементарного незнания военными специалистами особенностей развития человеческой психики. И проблемы эти, оставаясь незамеченными, нарастали снежным комом. Боец «закрывался». Служба для него превращалась в мучение.


Нынешние внутренние войска представить без психологов уже невозможно. Только вот вопрос: смогли ли знатоки человеческих душ преодолеть массовый скепсис в отношении их деятельности, расшевелить достаточно консервативный военный аппарат?


Воля и неволя


Психологическую службу в войсках создали в начале 90–х. Поначалу работали люди без специального образования — профильных специалистов тогда нельзя было найти днем с огнем. Они накапливали опыт, иногда набивали шишки, но и это был прогресс.


Теперь высшее психологическое образование — неотъемлемый атрибут всех психологов внутренних войск. Однако корректировать полученные на гражданке знания все равно приходится на месте, в казарме.


Работа психологов начинается уже в военкомате — на этапе отбора кандидатов в солдаты. Внимательно изучают личные дела, анкеты призывников. Да и личное впечатление играет немаловажную роль. Если во время разговора молодой человек будет вести себя неуверенно, отвечать на вопросы неискренне, его забракуют. Такова цена службы во внутренних войсках: вполне возможно, уже через несколько месяцев военнослужащий будет ходить с оружием, нести патрульно–постовую службу, общаться с людьми. Ошибка, выбор неподходящего человека могут стоить дорого.


Но вот отбор пройден — началась служба. И на гражданке–то поговорить по душам с психологом не каждый отважится, а в войсках прийти на консультацию — подвиг. Да и перед сослуживцами как–то неловко: вдруг заметят, как выходишь из кабинета, и зачислят в психи?


— В этом и заключается еще одна особенность нашей психологической практики — расположить человека, который пришел к тебе не по своей воле, — признается начальник службы социально–психологической работы (психолог) войсковой части 5448 Марина Варченя. — К тем, кто служит в подразделениях по конвоированию, — особый подход. У них специфические задачи, частые выезды. Выезжают на службу часто ночью, общаются с осужденными, проводят время в замкнутых пространствах следственных изоляторов и спецавтомобилей. Всегда должны быть начеку и готовы в случае необходимости применить оружие. Не каждый справится с такой ответственностью.


В свободном поиске


Мы, к счастью, уже забыли о таком неприятном выражении, как «неуставные отношения». По крайней мере, будущих призывников «дедовщиной» не страшат давно. Мало кто знает, что факты самоуправства удалось изжить во многом благодаря работе психологической службы. Вот и во внутренних войсках профилактике неуставных отношений уделяют самое пристальное внимание. Постоянно работают со всеми категориями бойцов: младшим, средним, старшим призывом. «Дембелей» призывают покровительски относиться к новому пополнению, служить им примером...


Психолог во внутренних войсках обладает особым статусом. Образно говоря, это своеобразный белый кардинал, которому открыты все двери — и человеческих душ, и кабинетов начальников. Если в комнате занятия с бойцами, даже старший по званию офицер — капитан, майор, полковник — не будет тревожить психолога–лейтенанта. Не регламентированы и методики работы с личным составом — психологам разрешено находиться в состоянии свободного поиска. Поэтому экспериментируют, используют такие формы, как коммуникативный тренинг, групповые занятия, индивидуальные консультации...


— В этом году закупили новые компьютеры, музыкальные центры. По своему усмотрению психологи могут выбирать расслабляющую музыку, — рассказывает начальник службы социопсихологической деятельности (психолог) главного управления командующего внутренними войсками Виталий Квасов. — А скоро собираемся приобрести в России аппараты биоритмостимуляции под названием «Ритм–полет». Благодаря одновременному воздействию световых и звуковых волн человек расслабляется, снимает нагрузку. 30 минут на таком аппарате заменяют 4 — 5 часов сна!


Боишься? Преодолей страх!


В спецподразделениях, бойцы которых каждый день вынуждены сталкиваться с риском, работа психологов имеет свои особенности. Коллектив устойчивый, служат опытные контрактники, которым не нужна нянька. Свой жизненный выбор они сделали осознанно. Значит, проблемы с адаптацией исключены. На первое место выходят психологическая закалка, отработка моделей поведения при выполнении боевых задач.


— Каждый человек должен испытывать чувство страха — иначе он становится опасным, — говорит психолог СОБРа Юрий Самец. — Но наша задача сделать так, чтобы поводов для проявления страха, который обычно вызван незнанием чего–либо, было как можно меньше. Если говорить официальным языком, это называется психологическим сопровождением боевой подготовки. В экстренной ситуации боец должен не растеряться, обязан знать, что предпринять. По всем канонам жанра ситуация должна быть максимально похожа на реальную.


С недавнего времени отработку психологических навыков бойцы СОБРа проводят на специальном полигоне в поселке Светлая Роща. Здесь они пробираются через задымленные лабиринты, преодолевают полосы препятствий, учатся побеждать страх высоты, закрытых пространств. Стараются смоделировать как можно больше вероятных сценариев из жизни. Скажем, одно из упражнений выглядит так: сотрудник спецподразделения ищет в лабиринте затемненных и задымленных комнат различные надписи, которые заранее разместил там инструктор. Психологически обстановка на него нестерпимо давит, хочется вырваться на свежий воздух. Добиться четкого контроля над всеми чувствами — такова главная задача.


Необходимы бойцам и навыки коммуникации, умение «уболтать» собеседника, найти его болевые точки. Скажем, для того, чтобы отвлечь внимание террориста, захватившего заложника.


А для разгрузки подойдет и игра в футбол, и чашечка кофе, выпитая в кабинете психолога. Впрочем, есть в СОБРе и специальная техника: уже упомянутый выше «Ритм–полет» в сочетании с креслом–массажером. Комбинированный тепловой стимулятор с виду похож на обычную кушетку, однако возможности таит в себе недюжинные. Расслабляет мышцы, позволяет отвлечься. Для сотрудника спецподразделения, которому нередко приходится проводить на ногах круглые сутки, вещь неоценимая.


Комплексы в рюкзаке


Иногда говорят, что армия больно ломает психологию молодого человека. Мол, отслужив, он приходит домой не тем, кем был раньше, — раздражительным, зажатым, безынициативным. Однако психологи внутренних войск с этим в корне не согласны. По их наблюдениям, основные проблемы, с которыми сталкиваются во время службы ребята, обусловлены тем «грузом», который они принесли из дому в своем «рюкзаке».


Вот типичный пример — парень рос в неблагополучной семье. Отец выпивал, иногда поднимал на мать руку. До своего призыва новобранец был единственным защитником. А на службе возможность хоть чем–то помочь у него пропала. Естественно, переживает, а все это не может не сказаться на службе. Вот и приходится психологу часами подбирать ключики, выяснять, почему парень нос повесил. Используя различные методики, беседы и консультации, военнослужащему можно помочь.


Еще один достаточно частый случай — всем известный комплекс маменькиного сынка. Когда человек не готов к самостоятельной жизни, воспитан, что называется, на всем готовом, служба для него действительно в тягость. Но и здесь найти выход возможно. Помочь человеку поверить в себя для опытного психолога не проблема.


— Главное — заранее, перед началом службы, не настраивать себя на негатив, — советует нынешним призывникам Марина Варченя. — Ведь в этом случае точно будешь чувствовать себя некомфортно.


И еще. Не верьте тому, что порой рассказывают о службе ваши знакомые и друзья! Преувеличивать — свойство человеческой натуры, особенно молодой. В в/ч 5448 с улыбкой вспоминают случай, который произошел недавно с одним из новобранцев. После нескольких дней учебного сбора он решил написать товарищу письмо. Проходивший мимо сержант поинтересовался, что, мол, парнишка строчит? А тот описывал ежедневные 50–километровые марш–броски с полной выкладкой, бесконечные упражнения на турниках, многочасовую ночную стрельбу по мишеням... Короче, наврал с три короба. Пришлось специалистам с ним пообщаться, выяснить причину столь буйных фантазий. Вот вам и еще один ответ, зачем в войсках психолог. У страха, конечно, глаза велики, но психология как раз и призвана с этой напастью справиться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter