Преодоление несправедливости

Человек сам сознался в совершенном им убийстве, поэтому не было необходимости долго его допрашивать — дело оставалось лишь за рутинной процедурой оформления «чистосердечного признания». Однако молодой прокурор почему–то не спешил с санкцией на арест — он беседовал с подозреваемым не один час, пока не пришел к неожиданному и безрадостному для оперативно–следственной группы выводу: «Я освобождаю задержанного. Он не убивал. Ищите дальше».

По той давней истории можно судить о профессиональных качествах старшего советника юстиции Михаила Коледы, возглавляющего ныне в республиканской Прокуратуре отдел по надзору за исполнением законов в войсках и на транспорте. Внимание к деталям, цепкость и наблюдательность, личный контроль результатов расследования — вот те черты и качества, которые позволяли ему добиваться максимальной объективности в установлении истины.

Докопаться до сути

Надо сказать, тогда столь въедливая позиция молодечненского прокурора пришлась по нраву далеко не всем. Ну зачем, спрашивается, сомневаться в результате работы следователя, когда дело, считай, раскрыто? Отправляй раскаявшегося убийцу под суд! К тому же рапорт о блестящем итоге скоротечного расследования уже ушел «наверх». Но Коледа вдруг сам отправляется на место преступления, где скрупулезно фиксирует необычные детали: ноги убитого старика связаны не у щиколоток, а под коленями; рядом с колодцем обнаруживается кусок туалетного мыла, которым вряд ли пользовался небогатый пенсионер... И уже на первом допросе прокурор замечает нестыковки в показаниях «убийцы» — тот вроде бы связывал жертву совсем по–другому, да и руки после преступления не мыл... Уличенный в этих и других неточностях, подследственный вдруг расплакался и отказался давать показания. «Чистосердечное признание» лопнуло, как пузырь от того «земляничного» мыла... А вскоре были задержаны истинные преступники — пара «гастролеров», ограбивших и убивших пенсионера. Никакого поощрения за то, что своей принципиальной позицией добился розыска и наказания настоящих убийц, Михаил Коледа тогда не получил. Да и не сильно в нем нуждался. И в те времена, и сегодня главной наградой старший советник юстиции считает удовлетворение от качественно исполненного долга.

— Особенно когда понимаешь, что твоя работа реально помогла человеку, в отношении которого поступили несправедливо, — добавляет Михаил Михайлович.

В связи с этим вспоминается письмо, поступившее в прокуратуру в 1996 году. Автор послания искренне благодарил за то, что теперь он с женой может хотя бы посещать могилу сына, чье доброе имя было восстановлено усилиями минского межрайонного прокурора Михаила Коледы и следователя Сергея Дунца. А произошло следующее. Житель Могилевской области обратился к только что назначенному межрайпрокурору с просьбой отыскать сына, пропавшего в Минском районе более полугода назад. Заявителя особенно удручал тот факт, что милиция отказывала в возбуждении уголовного дела, настаивая на версии побега исчезнувшего человека. Дескать, пропавший предприниматель сбежал от своих кредиторов за границу, предательски бросив семью и оставив престарелых родителей без куска хлеба.

Межрайпрокурор принялся за свое первое в новой должности дело с обычной дотошностью — начал с установления всех подробностей поведения бизнесмена перед его исчезновением. Для человека, собравшегося бежать за границу, тот вел себя крайне странно: деятельно готовился к свадьбе сына, лично заказывал банкетный зал в ресторане, не изымал деньги из оборота и не оставлял иных следов подготовки к внезапному отъезду. Более того, не взял с собой никаких документов, которые могли бы понадобиться для пересечения границы и обустройства за рубежом. Сопоставив все факты, межрайпрокурор посчитал, что исчезновение могло носить криминальный характер, и возбудил уголовное дело по статье «Убийство». Наступил черед следствия... К тому времени двое преступников, лишивших бизнесмена жизни, уже успокоились и считали, что убийство сошло им с рук. Просчитались: оба понесли заслуженную кару. А с погибшего были сняты несправедливые подозрения.

Прокурор неробкого десятка

Задачи прокурорских работников — анализ преступности, исследование обстоятельств уголовных дел, проверка соблюдения законности — хоть и невероятно трудоемкие, но все же менее романтичные, чем у разрекламированных телесериалами оперативников угрозыска. И уж совсем невозможно представить юриста в прокурорской форме, лично задерживающего преступников. Не его, мол, это дело — руки бандитам выкручивать. Но Михаил Коледа за свою карьеру умудрился дважды опровергнуть расхожее представление о работнике прокуратуры как о человеке исключительно кабинетного труда.

В приказе прокурора Минской области от 14 июля 1983 года говорится: «Отмечая решительные и смелые действия по задержанию опасного преступника, приказываю заместителю вилейского межрайпрокурора Коледе М.М. объявить благодарность и наградить его ценным подарком...»

В тот вечер Михаил Михайлович уже почти уснул (было около полуночи), когда в дверь забарабанили испуганные соседи, услышавшие в одной из квартир подъезда приглушенные крики девушки... Коледа не стал дожидаться приезда милиции. Влетев в указанную квартиру, он понял, что промедление могло дорого стоить — великовозрастный насильник уже срывал одежду с кричавшей девушки–подростка. Преступника прокурор узнал сразу — им оказался местный рецидивист, имевший пять судимостей, две из которых — за ношение огнестрельного и холодного оружия. Предполагая, что и в этот раз уголовник вооружен, Коледа лишил бандита свободы действий, перехватил его руки, метнувшиеся к карманам, заломил за спину, а потом вместе с подоспевшим соседом связал насильника...

Спустя шесть лет, в марте 1989 года, прокурору уже Клецкого района Михаилу Коледе пришлось вспомнить тот вилейский опыт. Опять–таки вечером в его квартиру явились встревоженные местные жители: около кладбища некий хулиган пытается совершать развратные действия в отношении малолетних девочек. Одетый по–домашнему, прокурор тут же отправился в ночную темень и, как говорится в приказе о поощрении, «после поисков и последующего преследования задержал преступника, который, как выяснилось впоследствии, неоднократно совершал подобные хулиганские действия».

— Парень был крепкий, и я опасался, что до милиции его не доведу — сбежит, — вспоминает Михаил Михайлович. — Не придумал ничего лучше, как привести его... к себе домой, откуда и вызвал милицию. Тогда–то он и дал деру... А так как я успел разуться, пришлось догонять его практически босиком. К счастью, тут и патруль подоспел...

Как и в первом случае, никакой особенной награды за свой поступок Коледа не получил — руководство ограничилось ценным подарком. А звание «Почетный работник прокуратуры» старшему советнику юстиции присвоили уже по совокупности заслуг на поприще служения закону.

Когда ошибка в радость

Впрочем, не только личным участием в раскрытии преступлений отличался герой этого материала. В бытность минским межрайонным прокурором Михаил Коледа зарекомендовал себя и грамотным руководителем, умевшим четко координировать работу оперативно–следственных групп. Именно под его началом в течение буквально одного дня было раскрыто зверское убийство, которое поначалу казалось абсолютным «глухарем», или «висяком», — безнадежным в плане раскрываемости преступлением. Ранним утром того дня в лесном массиве под Минском был обнаружен труп девушки, одно опознание которого представляло немалые трудности: убитой было нанесено около... 280 ножевых ранений! К тому же с момента убийства прошло почти три недели... Однако руководивший расследованием прокурор и следователи показали высший профессионализм — ближе к полудню личность убитой была установлена, а вечером двое убийц, ошарашенных внезапным задержанием, уже давали показания в кабинете следователя...

Инициативность, добросовестное отношение к служебному долгу, умение работать с полной отдачей и способность требовать того же от подчиненных послужили причинами назначения Михаила Коледы на должность начальника отдела по надзору за исполнением законов в войсках и на транспорте республиканской Прокуратуры. У нас еще будет возможность рассказать о подробностях его нынешней деятельности, а пока, накануне Дня работников прокуратуры, хотелось выполнить другую задачу: показать, каким людям доверено охранять закон в нашей стране.

Чего греха таить: до знакомства с Михаилом Михайловичем я полагал, что человек в прокурорских погонах, который способен откликнуться на беду ближних в любое время дня и ночи, не считаясь с личным временем и пресловутыми «часами приема граждан», — чуть ли не выдумка киношников советских времен. Теперь рад признать, что ошибался.

Редакция газеты «Советская Белоруссия» от души поздравляет Михаила Коледу, Генерального прокурора Петра Миклашевича и всех работников прокуратуры с их профессиональным праздником!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter