Обзор книг "Забирай мое лето" Алеся Камоцкого и "Планета обезьян" Пьера Буля

Преображение разума

Алесь Камоцкi. Забiрай маё лета. Мiнск, Галiяфы, 2017.

«Я ведаю, што там, дзе заўтра будзе дзень,

Учора не знайшлi нi нас, нi нашых думак.
I вечар цiшынёй у вочы не глядзеў,
I мроя не была нi добрай, нi разумнай...»

Прыхiльнiкi творчасцi барда Алеся Камоцкага ў чарговы раз могуць ацанiць Камоцкага–паэта. Новы зборнiчак, як заўсёды, незвычайны: лёгка змесцiцца ў любую кiшэню, i яшчэ месца пакiне. Пры гэтым дыхтоўная папера, а ў якасцi iлюстрацый — працы фотамастака Вадзiма Грудзько, на якiх — неверагодная, чарадзейная стыхiя вады, яе так лёгка прыпадобнiць стыхii паэзii i музыкi... Таму што музыка тут таксама ёсць. Напэўна, амаль усе творы зборнiка — гэта песнi. I аўтарскiя, i пераспевы класiкi на беларускай мове, кшталту «Цёмная ноч» i «Бэсаме мучо». Кнiжачку прыемна трымаць у руках, гартаць, прыемна даваць у падарунак... I яшчэ вiдавочна, што аўтар недарэмна мае фiласофскую адукацыю: тут ёсць погляд чалавека, якi прыўзняўся над мiтуснёй.

Пьер Буль. Планета обезьян. Москва, ЭКСМО, 2017.

Культовое, много раз экранизированное произведение все же нуждается в перечитывании: никакая экранизация не передаст все заложенные писателем смыслы. Пьер Буль, участник Сопротивления, прошедший ад азиатских лагерей, откуда ему удалось бежать в 1944 году, имел достаточно много жизненного материала, чтобы по–новому взглянуть на человечество и его перспективы. В романе «Планета обезьян» он издевается над мифом о том, что человек — венец природы. Не слишком ли люди гордятся своей исключительностью? Что, если вывернуть ситуацию? В далеком будущем пара космических путешественников вылавливает в космосе... бутылку. Прямо согласно штампам пиратского романа. Разумеется, там послание, причем от некоего Улисса, что намекает на эпопею гомеровского героя. Космический Улисс тоже настрадался. Он с товарищами попал на планету, где люди — дикие животные, а разумный вид — обезьяны. На людей охотятся, используют для опытов... Улисс тоже попадает в клетку и с огромным трудом доказывает свою разумность, в чем ему помогает ученая девушка Зира, она же — шимпанзе... Помню, когда я в школе читала этот роман, более всего врезалась в память антиутопическая любовная сцена. Улисс и Зира обнаруживают друг в друге духовное родство, человеку удается преодолеть отвращение к внешнему виду подруги, он тянется за поцелуем... «В самый романтический момент Зира вдруг инстинктивно отпрянула и оттолкнула меня изо всех сил.

Ошеломленный, я стоял, не зная, что делать дальше, а она, эта безобразная самка–шимпанзе, спрятала свою морщинистую морду в длинные волосатые лапы и с отчаяньем, задыхаясь от слез, объявила мне:

— Дорогой мой, родной, это невозможно! Прости меня, я не могу. Право же, ты слишком уродлив!»

Кстати, обнаруживается, что людская цивилизация на планете обезьян все же была, но когда обезьяны ее уничтожили, об это предпочли забыть, а археологические находки игнорировать. Буль заставляет призадуматься: а не поступают ли схожим образом люди? И не похоже ли происходящее в романе на земной расизм?

Заканчивается книга тоже шокирующе: когда Улисс возвращается на Землю, первое, что видит, — разумную морду гориллы. Да и влюбленные астронавты, нашедшие его послание, тоже оказываются обезьянами и принимают прочитанное за чей–то фантастический роман. Так же, как подумали бы мы, обнаружив дневник орангутана.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter