Преображение Господне

ВО ВСЕХ Евангелиях описано таинственное Преображение Господа нашего Иисуса Христа, явление Божественного величия и славы Его.

Великий двунадесятый праздник отмечает Православная Церковь 19 августа.

ВО ВСЕХ Евангелиях описано таинственное Преображение Господа нашего Иисуса Христа, явление Божественного величия и славы Его.

В конце своей земной жизни Иисус Христос открыл своим ученикам, что ему предстоит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. Эти слова опечалили апостолов, особенно Петра, который воскликнул: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» Как описывают Евангелия, чтобы уменьшить скорбь своих учеников, Иисус пророчески пообещал: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». А через шесть дней отправился с апостолами в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Иисус с ближайшими своими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — поднялся на вершину, чтобы помолиться. Во время молитвы Христос преобразился: «…и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Апостолы увидели, что Иисус беседует с двумя ветхозаветными пророками — Моисеем и Илией, причем один из них был уже умершим, а второй — живым, и говорили они о страданиях, которые предстояло вынести Христу в Иерусалиме. Через некоторое время светлое облако окутало их и раздался голос: «Сей Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте».

Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить о том, что они увидели, пока «Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

На горе Фавор апостолам дано было увидеть, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Они увидели Бога и совершенного Человека, т. е. людям была представлена истина о воплощенном Боге. Глас Бога из светлого облака — Святого Духа — открывал тайну Святой Троицы. Явившиеся перед Господом Моисей и Илия показали величие Его: «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Преображение Господне, по словам Иоанна Златоуста, произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие…»

Как известно, праздник этот отмечался с IV века в Палестине, после того как императрица, святая равноапостольная Елена построила на горе Фавор храм, посвященный этому событию. На Западе праздник Преображения торжественно отмечался в VII веке в некоторых церквях, например, во Франции в Туре, в Испании.

В этот день в церквях совершается литургия, а также поется канон, в котором подчеркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд белый, символизирующий божественный фаворский свет.

По древнему обычаю в этот праздник освящали виноград нового урожая и другие плоды. У восточных славян из плодовых деревьев особо почиталась яблоня, которая символизирует жизнь, вечность, бессмертие и благодаря своим плодам может наделить этими качествами человека. Есть яблоки до освящения запрещалось. Предки наши верили, что в праздник Преображения Бог раздает яблоки всем детям, ушедшим из жизни, и только те не получат их, чьи родители съели плоды раньше срока.

По традиции и сейчас после литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому этот день еще называют Вторым, или Яблочным, Спасом, а яблоки — «спасовскими».

И еще одна интересная традиция была в старину: освященными плодами старались одарить бедных и больных. Более зажиточные возили их возами. А с теми, кто этого не делал, переставали общаться, считая их недостойными людьми.

Подготовила Татьяна ПЕТРАШКЕВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter