Премьерский размен

Скучную политическую жизнь Евросоюза потрясли новости из Варшавы: в отставку подала премьер–министр Польши Беата Шидло — пожалуй, единственный единовластный лидер в ЕС, имеющий «кабинет большинства». Политическое превосходство которой тем очевиднее, что номинальный лидер Евросоюза Ангела Меркель пока барахтается над пропастью политической пустоты. Так почему же именно пани Беата Шидло уходит с политического трона?

Беата Шидло.

На родине ее называют Беатой Качиньской, самым ярким представителем национально ориентированной политической силы — партии Качиньского. На последних парламентских выборах 2015 года партия «Право и справедливость» (PiS) под руководством евроскептика Ярослава Качиньского завоевала большинство мандатов и смогла самостоятельно сформировать правительство. Возглавившая его Беата Шидло очень быстро воплотила популистскую и евроскептическую риторику в конкретные практические шаги. Начиная от отказа принимать мигрантов и заканчивая укреплением национального суверенитета, взятием под контроль судов, прессы и т.п.

Дело, на мой взгляд, зашло слишком далеко, когда она начала подвергать сомнению европейский проект в нынешнем, меркелевском исполнении. Мне довелось слышать в кулуарах, как жестко она говорила, что не может быть европейской солидарности в интересах одной большой корпорации и одной страны (читай — Германии). Премьер Беата Шидло и ее однопартиец, президент Анджей Дуда, стали той силой, которая противопоставила власти европейских институтов власть национальных государств, а идее федерализации — идею укрепления национального суверенитета.

И вот гром грянул. Евросоюз больно ударил буквально на днях — Европейская комиссия подала иск в суд Евросоюза против Польши, а также Венгрии и Чехии за отказ принимать беженцев. Кроме того, над польским правительством висит угроза наказания за спорный закон о реформе верховного суда, который даст правящей партии значительную власть над судебной системой Польши. Замаячила перспектива европейского трибунала, штрафов и репутации изгоев.

Как в таких обстоятельствах идти в 2019 году на следующие парламентские выборы?

У партии «Право и справедливость», которую европейская бюрократия загнала в угол, есть сегодня один беспроигрышный ход. Его самая сильная «фигура» — национальный бизнес, который тоже страдает от мощных европейских корпораций, а потому заинтересован в государственном протекционизме. Ему только надо подать знак — правящая партия с вами... И тогда, возможно, правые смогут выиграть эту трудную партию с ЕС.

Матеуш Моравецкий.

И PiS подала этот знак именно сейчас, накануне европейских судов. Беата Шидло будет заменена министром финансов Матеушем Моравецким. Это эффектный премьерский размен, когда сильная фигура будет заменена на еще более сильную. Матеуш Моравецкий пользуется безусловным авторитетом в польских бизнес–кругах. Что же касается взгляда из Минска, то уместно заметить, что в прошлом году в эксклюзивной статье для «СБ» тогдашний вице–премьер Республики Польша Матеуш Моравецкий рассказал нам, как действия по развитию польско–белорусского сотрудничества вписываются в процесс улучшения отношений между Европейским союзом и Беларусью. Так что будем ждать новых положительных результатов.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter