Премьера! В белорусском «Ла Скала»

8  марта  после уникальной  реконструкции откроет  занавес  Национальный академический  Большой театр  оперы  и  балета Этого дня с затаенным трепетом ждали  не только мы – преданные зрители и поклонники двух муз, уже уставшие от перебежек от Дворца Республики, где временно прописался театр балета, до Дома офицеров и других площадок, где выступала наша опера. Еще с большим энтузиазмом ждали события артисты и все службы театра, которые за три года порядком натерпелись от кочевой жизни (оперной труппе пришлось за это время арендовать для репетиций, спектаклей и концертов 4 помещения). И так замечательно совпало, что открытие Большого, в который вдохнули новую жизнь тысячи рабочих рук, пришлось на начало весны. — Это весьма символично – весенний женский праздник и открытие сезона на новой сцене. Такой двойной подарок всем белорусам, —  первое, что сказал нам заместитель генерального директора Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Валерий Гедройц, который любезно согласился накануне долгожданного события лично показать, что скрывается ныне за отшлифованным фасадом. – И как все вовремя мы успели!.. На снимке: Национальный академический Большой театр оперы и балета.

8  марта  после уникальной  реконструкции откроет  занавес  Национальный академический  Большой театр  оперы  и  балета

Этого дня с затаенным трепетом ждали  не только мы – преданные зрители и поклонники двух муз, уже уставшие от перебежек от Дворца Республики, где временно прописался театр балета, до Дома офицеров и других площадок, где выступала наша опера. Еще с большим энтузиазмом ждали события артисты и все службы театра, которые за три года порядком натерпелись от кочевой жизни (оперной труппе пришлось за это время арендовать для репетиций, спектаклей и концертов 4 помещения). И так замечательно совпало, что открытие Большого, в который вдохнули новую жизнь тысячи рабочих рук, пришлось на начало весны.

— Это весьма символично – весенний женский праздник и открытие сезона на новой сцене. Такой двойной подарок всем белорусам, —  первое, что сказал нам заместитель генерального директора Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Валерий Гедройц, который любезно согласился накануне долгожданного события лично показать, что скрывается ныне за отшлифованным фасадом. – И как все вовремя мы успели!..

Облачившись в синие пластиковые тапочки (чтобы не повредить светлый пол и ковры цвета кофе с молоком), осторожно проходим в святая святых Большого – на сцену, напрочь позабыв о том, что театр начинается с вешалки. Еще бы – таких сцен в Европе единицы!

— При ее монтаже мы применили абсолютно новые технологии, механизмы, например, такие, как гидравлические подъемники или программное управление световой и звуковой аппаратурой, — поясняет Валерий Карлович. — Оборудование немецкой фирмы, соответствующее последним европейским стандартам и специально для нас изготовленное. Декорации могут трансформироваться в считаные секунды, поскольку внутри сцены – 21 подъемно-опускная площадка (чуть позже мы заглянули и под сцену, чтобы никаких сомнений в грандиозности сооружения у нас не оставалось. – Авт.).

В этот момент в оркестровой яме «разогревались» музыканты, а спустя мгновение на сцену, где еще вовсю сновали рабочие, наводя последний лоск, вышел оперный певец и начал распеваться.

Мы не стали отвлекать артистов от репетиции и быстро спустились в зрительный зал, где приготовились в ожидании зрителей новенькие кресла с бордовой бархатной обивкой.

Практически вся мебель (дубовая, высшего качества) и многие предметы интерьера в театре, объяснили нам, – отечественного производства. Кресла — Ружанской фабрики, величественная хрустальная люстра в зале, другие светильники и бра тоже из хрусталя – лидского завода «Каскад». И все скульптуры на фасаде и на Оперной и Балетной аллеях парка театра (композиции, символизирующие два вида искусства) – дело рук белорусских зодчих.

— Краски, стройматериалы, детали интерьера — все тоже исключительно «свое», — подтвердил Виктор Бондаренко, заместитель гендиректора ЗАО «НПО «Эльвира». Именно этот человек фактически руководил строительными работами в театре начиная с декабря 2007 года. Сегодня он на объекте, что называется, днюет и ночует, не снимая спецовки, – уж очень напряженные деньки выдались перед открытием, когда нужно довести до блеска каждую деталь. 

— Это большой плюс – то, что реставрацию театра завершили  значительно раньше, чем предусмотрели по своим нормам проектировщики, — считает Валерий Гедройц. — Строители работали в напряженном ритме, не расслабляясь,  стремились максимально соблюсти все требования к качеству. Реконструкция велась без отклонений от известных стандартов. Монтаж и наладку сценического оборудования  жестко контролировали министерства культуры, архитектуры и строительства, МЧС. В здании смонтированы наиболее совершенные системы безопасности.

Всего было запланировано три пусковых комплекса. Самый сложный этап «новостроя» — установка сцены, когда под деревянным настилом нужно было соорудить трюм, уходящий на 14 метров в глубину. Пришлось прямо в здании вбить сваи, которые ограждали бы сложную  металлоконструкцию весом в 900 тонн. В итоге так идеально все смонтировали, что и немецкие специалисты удивились.

— Для меня здание «раскрылось» внезапно, — признался Виктор Бондаренко. – Еще месяц назад нельзя было представить всего, что скрывалось под слоем строительной пыли. А когда разобрали леса, раскрыли лепку, повесили и зажгли светильники – дух захватило от открывшегося великолепия. Пройдите по всем этажам, посмотрите на обстановку фойе, и вы меня поймете.

Зрителям, еще только пребывающим в предвкушении открытия сезона в белорусском «Ла Скала», и впрямь можно позавидовать – настолько продумана вся театральная «инфраструктура». Да и мест в ходе реконструкции появилось больше – 1207 (прежняя вместимость зала – 1161 место), причем даже для людей с ограниченными возможностями — в партере 14 мест для инвалидов-колясочников, для них же есть специальные лестницы и лифт. А что думают виртуозы сцены?

— Зал, подмостки – все превосходно. Конечно, все должно, как мы говорим, еще «созреть», и нам предстоит еще адаптироваться к новым условиям. Но уже и сейчас видно, что это будет одна из лучших сцен в мире. Во всяком случае из тех, что я видел, – а проехал я 80 стран, — поделился своим мнением народный артист Беларуси, главный балетмейстер театра Юрий Троян, с которым мы познакомились на вечерней репетиции предстоящего гала-концерта. Артисты балета, которых встретили за кулисами, тоже были довольны, хотя признались, что «все так непривычно – пол, наклон, гримерки, но сцена не сравнима ни с чем».

Как мы узнали, у оперных певцов и музыкантов оркестра, правда, были опасения по части акустики, которая очень чувствительна ко всякого рода трансформациям. Но наши певцы и приглашенные из других театров эксперты внимательно «просканировали» зал и засвидетельствовали, что хуже акустика не стала.

В театре не скрывают – к идеалу и совершенству путь немалый. Репертуар еще предстоит адаптировать к новой сцене (нужно подгонять декорации к другим параметрам или изготавливать новые, да и костюмы поизносились). Все в комплексе потребует денег и времени.

— Но главное не это, а тот бесспорный факт, что за три года вынужденных мытарств театр не растерял творческий потенциал. Новое здание – превосходно, но это лишь огранка. Нам удалось сохранить оперную и балетную труппы — вот наш подлинный «бриллиант», — резюмирует Валерий Гедройц. — А сегодня давайте просто порадуемся празднику. Тому, что наконец среди объектов национальной культуры Беларуси появился еще один алмаз.

Анонс!

В программе гала-концерта 8 марта, открывающего сезон, обязательно будут фрагменты из шедевров мировой музыкальной классики (подробнее – на сайте www.balet.by) в исполнении белорусских артистов оперы и балета, лауреатов международных конкурсов. Арию из оперы «Турандот» Дж.Пуччини споет наш гость солист Большого театра России Олег Кулько, па-де-де из балета «Корсар» А.Адана станцуют солисты Мариинского театра Елена Евсеева и Андрей Ермаков. На праздник приглашены представительницы прекрасной половины нашего общества, ведущие деятели культуры и искусства Беларуси, почетные гости.

А 10 марта состоится еще один концерт, подготовленный артистами балетной и оперной трупп. В марте ожидается выступление хора и оркестра Большого, а также гала-концерт, посвященный Международному дню театра. В апреле на обновленной сцене запланированы первые спектакли театра оперы и балета в концертном исполнении. В новом сезоне не обойдется и без премьер — это балет «Тщетная предосторожность» и опера Верди «Трубадур». 

Прямая  речь

Сергей ЛАСТОЧКИН, заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси:

— В полку уникальных объектов Беларуси прибыло – и это большое событие. Театр нам дался тяжело, было много проблемных вопросов. Вообще, по сложности технологической начинки этот объект можно смело ставить в один ряд с Национальной библиотекой и Минск-Ареной. С технологической точки зрения все, что было задумано, реализовано. Сейчас самое важное, как артисты смогут творчески использовать открывшиеся перед ними дополнительные возможности. С нетерпением жду дня премьеры. Думаю, это будет что-то особенное!

ЭТО ФАКТ

Всего на реконструкцию Национального академического Большого театра оперы и балета израсходовано около 200 миллиардов рублей. Театр построен в 1939 году. Архитектор проекта Иосиф Лангбард в 1944—48 годах перестроил зал. Но самая масштабная реконструкция началась в театре только в 2006 году. Все строительно-монтажные работы выполнялись более чем 30 суборганизациями и завершились в декабре 2008-го. Сегодня театр – это целый комплекс со сложнейшим оборудованием, сохранивший лучшее из первозданной архитектуры.

На снимке: солистка театра оперы и балета лауреат международных конкурсов Оксана ВОЛКОВА.

ЗДЕСЬ СМОТРИТЕ ПОДРОБНЫЙ ФОТОРЕПОРТАЖ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter