Премьера, потрясшая мир: 80 лет со дня первого исполнения Ленинградской симфонии Шостаковича

Самая знаменитая симфония ХХ века, написанная почти целиком в блокадном Ленинграде, впервые была исполнена 5 марта в помещении Куйбышевского (ныне Самарского) театра оперы и балета. Первым исполнителем Ленинградской симфонии был оркестр Большого театра СССР. Дирижировал народный артист СССР Самуил Самосуд. 


Событие было столь огромно, что транслировалось по радио на весь мир. Перед началом трансляции с короткой речью выступил Дмитрий Дмитриевич Шостакович — великий русский композитор с белорусскими корнями. Шостакович писал симфонию яростно и стремительно, буквально на одном дыхании.

Первая часть этого произведения была мною закончена 3 сентября, вторая — 17 сентября, а третья — 29 сентября, — признался он журналистам в октябре 1941 года в своем первом интервью по приезде в Куйбышев. — Сейчас я заканчиваю последнюю, четвертую часть. Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас.

Еще раньше, 6 сентября 1941 года он писал то же самое своему коллеге Виссариону Шебалину: «Сочиняю я с адской скоростью и не могу остановиться».

Порой ему казалось, что он пишет, как будто под диктовку. 

Работавший в 1990-ых годах в Минске дирижер Миша Кац рассказывал, как обсуждал эту тему с вдовой композитора Ириной Антоновной Шостакович.

Он говорил мне: «Ирочка, за меня кто-то оркеструет!» — рассказывала Ирина Антоновна.

И когда смотришь, сколько музыки написал Шостакович за отведенные ему полстолетия творчества, какова сила и качество написанной им музыки, в это веришь безоговорочно. 

После триумфальной премьеры Ленинградская симфония начала свое победное шествие по стране и миру. О ней был снят фильм, ее изучали в школах…

— Только Шостакович унаследовал ту традицию, которая идет от Бетховена и Чайковского, — сказал, выступая несколько лет назад перед белорусскими студентами, композитор Валентин Сильвестров. — Симфония — это драма, и это всегда время бедствий. Бетховен — это наполеоновские войны, революции. Шостакович — это тоже время бедствий. А сидеть на мягком диване и писать симфонию — нет, из этого ничего не получится. 

Может быть, именно поэтому, из-за творческого и духовного бессилия, европейская псевдоинтеллигенция с такой яростью бросилась сейчас крушить и изгонять русскую культуру. Музыку Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Шостаковича. Измельчавшее время довольствуется жалким рэпом и еще более жалкими потугами авангардистов. 
Но истинную музыку, как и истинную духовную силу не задушишь и не убьешь. Таков Шостакович. Наш Шостакович и его легендарная симфония.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter